Срочные новости раздела
Подвиг музейного работника показали в Пушкинском музее

Подвиг музейного работника показали в Пушкинском музее

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В ГМИИ им. А.С. Пушкина рассказали о жизни музея в годы Великой Отечественной, сделав акцент на подвиге своих сотрудников. Ученые, реставраторы и хранители — те люди, благодаря которым мы можем по сей день любоваться богатством Пушкинского музея и изучать его, ведь именно они тогда бережно паковали, прятали, перетаскивали экспонаты в укромные места. Порой это стоило им жизни. И эта экспозиция — дань памяти защитникам культуры, с одной стороны, а с другой — низкий поклон тем, кто в условиях современной ситуации отстаивает культурное наследие.

108 тысяч экспонатов в начале войны удалось вывезти в Новосибирск и Соликамск — просто представьте себе масштаб работ по подготовке предметов к долгой дороге! Но в стенах музея оставалось еще 267 тысяч единиц… Для сотрудников была одна задача: сохранить, спасти. Все, что можно было передвинуть, перенести, размещали в подвалах, убирали от окон. А для тех экспонатов, что оставались в залах по разным причинам, придумали специальную систему защиты.

Не только спасали, но и продолжали заниматься выставочной деятельностью в стенах Пушкинского. Выставки, которые здесь проводились в годы Великой Отечественной, здесь фрагментарно реконструировали. В 1941 году здесь открылась экспозиция под названием «Героическое прошлое русского народа». Сохранилась афиша выставки, которую здесь тоже показывают — от нее бегут мурашки по коже. В такие непростые и страшные годы люди люди продолжали обращаться к искусству. 

Еще одна выставка, которую здесь тоже отчасти воссоздали, — «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», которая проходила в стенах музея в 1942 году. Ее посвятили героической обороне Ленинграда. Музей, который и сам пострадал от вражеских налетов, принял произведения героических художников, которые в своих работах зафиксировали, как город отстаивал свою свободу и сражался в годы блокады. Здесь приводят цитату из письма Елены Смирновой, сотрудницы Пушкинского, которая участвовала в подготовке выставки: «…Мне жаль, что вы не видели выставки ленинградцев. Они работали в нечеловеческих условиях и дали образ чудесного города в его печали и разрушениях. К сожалению, ряды ленинградских художников очень поредели. Уже нет в живых Шиллинговского, Билибина и ряда других…». Позднее работы передали в Русский музей, а спустя 83 года снова прибыли в Москву, чтобы воссоздать хотя бы частично ту атмосферу Пушкинского музея…

«Это реконструкция выставки 1942 года, самых тяжелых лет Великой Отечественной войны, когда в музее продолжалась жизнь. И к ней был маленький каталог, который мы тоже воссоздаем. Мне кажется, что очень важно и нужно помнить, знать и видеть, что жизнь продолжается всегда. И всегда победа будет за нами», — комментирует этот раздел выставки Ольга Галактионова, директор Пушкинского музея.

Сложно представить себе, но музейная жизнь поддерживалась в нечеловеческих условиях, когда зимой температура в залах опускалась до -15 градусов, работать продолжали, несмотря на не отпускающее чувство голода. Тяжеленные экспонаты носили на руках, и это при том, что большинство сотрудниц — женщины. Кропотливым трудом спасали каждую единицу гигантской коллекции. Взять одни только вазы: чтобы их спасти, вазы заполняли рваной бумагой, затем оборачивали тоже в бумагу. Во впалости на поверхностях ваз вкладывались подушечки из мятой бумаги, а затем в ход шла специальная негигроскопическая вата, которой оборачивали вазы в финале. Вся «капуста» перевязывалась бечевкой. И это при невероятном дефиците бумаги…

Эвакуированные экспонаты тоже требовали досмотра и ухода, поэтому и в города, куда увезли наследие, уехали сотрудники Пушкинского. Реставратор Михаил Александровский вспоминал, как в Новосибирске экспонаты из московских музеев разместили в Театре оперы и балета:

«Помещения для хранения экспонатов — верхние и нижние фойе театра — были очень хорошими, светлые и просторные… Ящики номерами наружу составили группами через проходы, каждый музей отдельно. Установили круглосуточное дежурство. Однажды в свое дежурство шел по проходу и вдруг увидел около одного ящика из нашего музея потеки влаги на полу. Ящик этот был оцинкован, но не запаян, а окантован. Покачал — услышал плеск. Вскрывать ящики не разрешалось. Запросили Москву, получили разрешение на просмотр всех экспонатов…».

В ящики попала дождевая вода. Оказалось, что 2-3 ящика из тех, что привезли, попали под ливень. Обнаружили воду спустя несколько дней, но все обошлось: «Не назову всех вещей из пострадавшего ящика, но помню, что в нем был натюрморт Шардена «Атрибуты искусства»…». И натюрморт этот тоже есть на экспозиции. Целый и сохранный.

Больно смотреть на израненный музей. В 1944 году знаменитый фотограф Николай Свищов-Паола сделал ряд снимков, который фиксировал разрушения музея, пострадавшего во время авианалетов на Москву. Но на фотографиях отображена не только трагедия музея, но и его восстановление — процесс реставрации.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...