Срочные новости раздела
Ультрахромная «Тайная вечеря» под Луной собрала созвездие мэтров

Ультрахромная «Тайная вечеря» под Луной собрала созвездие мэтров

Во дворе Винзавода публику встречает афиша с портретом Константина Васильевича в стиле киберпарк. Из головы художника торчит желтая трубка, красный шар, в щеку врезается синий тетраэдр. Кажется, на нем фантастический шлем виртуальной реальности следующего поколения (без очков, встроенный прямо в мозг). Это работа ученика Худякова – саратовского художника Антона Батишева, который работает в стиле диджитал-арт и специализируется на оптических иллюзиях (оп-арте). Тема смены оптики в современном искусстве в последнее время набирает обороты и все больше становится приметой времени. Худяков и его ученик Батишев нащупали направление движения давно, тем самым предвосхитив будущее искусства. Как и каждый из 16-ти участников выставки.

В галерее афиша оживает – на большом экране тот же портрет крутится вокруг своей оси на фоне черного виртуального пространства с зеленой пространственной сеткой. Видео-работа в духе фильма «Матрица» напоминает о том, что Константин Худяков был первым из отечественных художников, кто начал экспериментировать с медиа-искусством. Задолго до того, как мобильный телефон, интернет и персональный компьютер стали частью бытовой жизни, он делал революционные шаги на поле цифрового искусства. Худяков стал первым в Советском Союзе художником, который сделал диплом в виде фантастического фильма. Ради него он построил в подсобке МАРХи Город будущего – макет промышленно-жилищного комплекса из бумаги, где легко считываются идеи конструктивистов, которые тут вышли в новую пространственную и умозрительную плоскость. На видео, снятом на камеру «Экран-4», по городу будущего летала тарелка НЛО. Ее Худяков тоже «сочинил» из бумаги и привязал на волос супруги Марины (она тоже художник, как и дочь Саша), который в отличие от лески не виден в кадре, так что создает ощущение нереальной реальности происходящего. Впервые за долгие годы этот фильм был показан на недавней выставке Константина Худякова в центре современного искусства «М'АРС», основанного в 1988 году художником и его друзьями, многие из которых стали участниками «Созвездия Х» на Винзаводе.

Однако в FINEART центральной работой стало другое произведение Константина Худякова – с сакральным смыслом. Ее художник специально создал для проекта «Созвездие Х», оттолкнувшись от божественной темы, которую изучал годами. Версия «Тайной вечери» была представлена на 54-й Венецианской биеннале в 2011-м и стала тогда откровением. Созданная в нескольких цифровых программах с помощью ультрахромной печати на холсте картина изображает стол с излучающими свет ликами 12 апостолов и Христа. Это жёстко выстроенная метафора последнего тайного ужина Иисуса в кругу своих единомышленников. Каждый лик – в полиэтиленовом пакете с жидкостью, словно рыбка с птичьего рынка. Из своего личного пространства-вакуума-воды они ведут молчаливый разговор под Луной – о вечном. Произведение стало продолжением известного цикла художника «Предстояние/Deisis».

Вместе с этой работой представлен стерео-бокс Худякова с изображением Карла Маркса – с дыркой от пули во лбу и вылетающей изо рта пулей. С актером, который сыграл теоретика коммунизма, Худяков познакомился в Венеции и прямо там сделал серию его фотографий, позже переведенных в 3D. Оказалось, что он действительно дальний родственник Маркса и не просто так похож на него как две капли воды. Походя к работе, зритель вглядывается в черную бездну, слово в «Черный квадрат» Малевича, а потом из нее возникает неубиваемый Маркс. Какое-то божественное проведение, скажите вы, удивляясь такому сплетению идеологий. И будете правы. На выставке «Созвездие Х» действительно удивительным образом соединилось божественное и человеческое, разные стиль и убеждения. Эта история, рассказанная произведениями многомерных авторов, – как раз о переплетении неслучайных случайностей и проведения. Встреча с каждым из представленных художников начиналась для Худякова со удивления и восхищения творчеством и выливалась в совместные проекты и крепкую дружбу.

Один из ближайших друзей Худякова – Сергей Шаров (ударение на первый слог). Он тоже учился в МАРХи, но на два курса старше. Был звездой факультета, модным франтом, талантливым и многообещающим художником. Подружились они позже – когда Худяков к собственному удивлению стал главным художником Музея Ленина, самого консервативного из всех возможных. И это после того, как его чуть не отчислили за показ авторского бунтарского фильма, отсылающего к событиям в Чехословакии 1968 года, и участия в выставках Горкома художников-графиком на Малой Грузинской, освещавшихся западными СМИ. Шаров стал главным художником Музея Маркса и Энгельса и пришел заново знакомиться с коллегой, так их судьба соединила на всю жизнь.

15 лет назад у Сергея Александровича случился приступ, он перестал выставлять и ходить по вернисажам. Сейчас он передвигается с помощью ходунков. Но ради этого проекта достал свои самые сокровенные произведения из «долгого ящика», тщательно отполировал, поучаствовал в монтаже и пришел на вернисаж. Он представил несколько арт-объектов и картин с изображением швейных машинок. Дело в том, что мать художника была швеей и для него образ швейной машинки – нечто большее, чем символ, который препарирует и сшивает реальность по-новому. За ним стоит личный нарратив, выросший из детства. Наверное, поэтому каждая разрезанная и пересложенная машинка имеет мощный энергетический и концептуальный заряд. Взять хотя бы арт-объект под названием «Самоанализ», где мы заглядываем в самую суть швейной машинки, распиленной надвое и отполированной изнутри до слепящего блеска. Такие арт-объекты и картины, написанные глубоко и скрупулезно, словно творил художник эпохи Возрождения, окружают галерейную колонну. А за ней можно найти сюрреалистическую работу Сергея Шарова, где большой дирижабль плывет между величественных зданий в стиле неоклассицизма, а под ним темная плоскость, куда можно заглянуть и увидеть трехмерное стерео-пространство с бытовой и в тоже время фантастической реальностью. Работы Шарова, где сходятся разные эпохи и идеи, разместились аккурат напротив «Тайной вечери» Худякова.

На той же колонне, над концептуальной швейной машинкой Шарова, можно найти работу учителя Худякова – небольшой натюрморт с изображением птицы кисти Виталия Скобелева. Он преподавал на кафедре живописи Московского архитектурного института и привёл ученика в группу «Двадцать московских художников», ставшую легендарной благодаря выставкам в подвалах Горкома художников графиков на Малой Грузинской. Мало, кто сегодня помнит, что именно на основе макета-идеи Виталия Скобелева разработан и реализован проект здания СЭВ на Новом Арбате, который оказался в центре внимания последний дней из-за угрозы сноса. Скобелев писал в стиле «метафизического реализма», был своего рода русским Дали, при этом мыслил масштабно, работая в Моспроекте-2 над большими архитектурными проектами, вроде СЭВ. Ему была уготована недолгая жизнь – он ушел в 1984 году в 46 лет. Но оставил целую плеяду учеников, в которых продолжилось его творческое кредо. 

Еще одна фигура в искусстве и жизни главного героя проекта – скульптор Александр Рукавишников. Когда-то давным-давно Худяков пригласил его сделать скульптурную композицию из 150 фигур в одном из филиалов Музея Ленина, и этот опыт вылился в многолетнюю дружбу. Рукавишников представил на выставке сакральную скульптуру «Древний храм» в виде женской фигуры, отсылающей к легендарной Палеолитической Венере. А еще – почти абстрактную скульптуру «Борьба» и бюст Энди Уорхола – иконы американского поп-арта с русскими корнями, для которого последней знаковой работой стала «Тайная вечеря». Рукавишников был одним из основателей М’АРСа, вместе с Андреем Костиным и Юрием Мироновым, чьи работы тоже вошли в «Созвездие Х». С Евгением Семёновым и с Юрием Купером Худяков познакомился уже на заре ХХI века, сначала очаровавшись их творчеством, а потом подружившись в реале.

Особое место заняли на выставки работы давних подруг юбиляра – Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Ольги Булгаковой, постоянных участниц выставок в галерее М’АРС на Малой Филёвской. Представлены на выставке две работы Марии Эльконины – художницы из знаменитой творческой династии. Ее отец Виктор Эльконин входил общество «Четыре искусства» 1920-30-х годов, членами которого были Кузьма Петров-Водкин, Владимир Фаворский, Лев Бруни, Нина Нисс-Гольдман, Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян. А позже Виктор Эльконин занимался монументальной живописью и входил в состав руководителей Мастерской монументальной живописи. Для Худякова Эльконины – фигуры, связывающие поколения и стили, символ нелинейности времени и пример того, как мыслить масштабно, что очень пригодилось ему во время работы в Музее Ленина. Мария Эльконина не раз выставлялась на «островке свободы», каковым была одна из первых галерей современного искусства М’АРС, и в то же время ее работы показывались в Третьяковской галерее (на выставке как раз произведения, когда блиставшие в ГТГ).

Одним из символов движения, сделавшего современное искусство массовым и популярным, стала «Очередь» Алексея Сундукова, участвовавшего в создании одного из филиалов Музея Ленина под руководством Константина Худякова. Зритель видит бесконечную очередь с уровня горизонта и эта толпа, выстроенная в линию, создает магический эффект геометрии жизни. Такие же очереди когда-то стояли в Горком художников-графиков на Малой Грузинке. Еще один старый товарищ – Сергей Симаков. Когда-то он тоже был революционером в искусстве, а в начале 1990-х ушел в религию и стал священником. Сейчас его зовут Игуменом Рафаилем, он настоятель храма Михаила Архангела, что в бору, под Угличем. Другой давний друг – художник Александр Ситников, супруг Ольги Булгаковой, добавил концептуальному проекту ощущения «действительности видимости», его работы тоже на грани разных стилей и направлений, божественного и очень человеческого. Он, как и многие участники выставки – академик Российской академии художеств, вице-президентом которой является Константин Худяков. В день открытия собравшие почтили память президента РАХ Зураба Церетели, который ушел из жизни накануне. Его работы не раз выставлялись в FINEART, в галерее на мольберте можно найти фотографию Зураба Константиновича с кистью в руках, рядом стоят свежие цветы.

Важное место на выставке занята видео-хроника из личного архива Константина Худякова, где можно увидеть, как шумно и весело открывались выставки участников проекта в 1980 и 90-х. Здесь танцы, посиделки, шутки, стихи Вознесенского на открытии выставки в Пушкинского музея. Настоящая жизнь без штампов и официоза, которая соединила художников, божественным образом переплела их судьба и уже стала историей. Хроники показываются впервые и являются уникальным артефактов эпохи.

Искусство Константина Худякова – это, как определяет сам автор, «искусство глубокого погружения», «искусство высокого разрешения», «виртуальный реализм» – это выход в пограничные зоны между диджитал-технологиями и «вечными» вопросами классического искусства. «Созвездие» друзей Худякова тоже о пограничном – человеческого и божественного, видимого и незримого. Глубокое погружение в мир творческих личностей, которые заряжают друг друга светом искусства. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...