Срочные новости раздела
Вечное наследие Николая Губенко: необыкновенно творческий, любящий, непримиримый

Вечное наследие Николая Губенко: необыкновенно творческий, любящий, непримиримый

Он начинал с Таганки, с самого начала, когда учебный курс Юрия Любимова превратился в театр. И почти сразу стал суперзвездой, главным артистом там, премьером. Лучшие, первые роли все его. Любимов так в него верил, а он в Любимова. Но у Николая Губенко всегда была потаенная мечта — снимать кино. Поэтому всего лишь через 4 года, в 1968-м, несмотря на всю свою успешность, он покинул театр и ушел учиться на режиссера. А его место на Таганке, которое пусто не бывает, занял другой человек, бессмертный, Владимир Высоцкий.

Всего Губенко снял 6 фильмов, а вот эти, уже названные, самые лучшие. «Подранки» — это о себе. Ведь он, дитя войны, родившийся в 41-м в Одессе под бомбежками, лишился сразу и отца, и матери. Отец, летчик, погиб на фронте, а мать немцы повесили за то, что отказалась на них работать. Так Коля попал в детский дом, где были точно такие же дети, оставшиеся без родителей. И вот об этом «Подранки». Это так пронзительно, до слез, до боли, и всегда смотришь как в первый раз. «И жизнь, и слезы, и любовь» — тоже дом, но для престарелых. Про стариков, про осень их жизни, про усталые, но бессмертные души, готовящиеся уже туда, ввысь. Про тишину и суету, даже на старости лет. Про олимпийское спокойствие великолепного возраста и юношескую страсть в этих хлипких телах. Вообще, про отношение к своим старикам…

«Из жизни отдыхающих» — это уже Чехов в наше время. Здесь слышны его интонации, разговоры вроде бы по пустякам. И легкая эйфория сообщества, сосердечия вроде бы случайных людей, оказавшихся тоже в одном доме, в доме отдыха. Да, в бархатный сезон где-то в Ялте, и опять дух Чехова…

Все это кино Николая Губенко атмосферное. По-моему, я узнаю его с двух нот, с двух кадров, и сразу видно, слышно, на ощущении — это снял Губенко. Его отличительная черта — именно замкнутое пространство, где обитают люди. В «Подранках» — маленькие люди и их воспитатели, там так чувствуется вот это сразу же послевоенное ощущение, драма потерь, резкое взросление этих маленьких людей, непримиримых. Еще отличительная черта — Губенко очень любил прибалтийских артистов, поэтому снял у себя в главных ролях и Будрайтиса, и Адомайтиса. Правда, говорят они его голосом, губенковским, мы же слышим. (На самом деле своим голосом прибалтийский артист говорит в советском кино крайне редко — разве что Банионис в «Берегись автомобиля» Рязанова, ну, тот самый пастор: «Одни верят, что Бог есть, другие, что Бога нет, и то и другое недоказуемо».)

Еще вот по каким нотам можно узнать Губенко: там почти всегда играла его любимая Жанна Болотова. И каждая такая роль — это его объяснение в любви ей, вот так. Помню, в первый раз я смотрел «Подранки» в возрасте того самого мальчика Лёши Бартенева. И когда на уроке дети поменяли чучело вороны на настоящую птицу и героиня Болотовой, учительница, упала в обморок, вот он подходит к ней и так смотрит на нее влюбленными глазами. Помню, я точно так же его глазами смотрел на Болотову. А еще там есть кадр, где Жанна загорает на крыше топлес и маленький Лёша через окно видит ее. О, какие же это ощущения, чувства — великая красота!

Губенко очень любит своих артистов (а «любил» — так, в прошедшем времени, даже невозможно сказать), поэтому у него с удовольствием играли, и не один раз, и Наталья Гундарева, и Евгений Евстигнеев, и Георгий Бурков… А еще Ролан Быков, Александр Калягин, Пётр Щербаков, Сергей Мартинсон и даже Иван Козловский…

После смерти Высоцкого и отъезда Любимова за границу на Таганке случилась трагедия — умер великий Эфрос, назначенный главным режиссером Таганки. И вот тогда пригласили Губенко, это было его возращение в театр. Труппа просто требовала, просила, умоляла, чтобы стал именно он, свой до мозга костей. И Губенко пришел, покинул свое кино, восстановил все спектакли Юрия Любимова. Да, уже стало можно, перестройка, год 1987-й от Рождества Христова. Он всегда был на связи с Любимовым, был проводником его в главном театре своей жизни. Он и пригласил Любимова назад в СССР (пусть пока только на 10 дней, пусть и с согласия Горбачева). Учитель и ученик. Все это время Любимов жил в квартире Губенко и Болотовой, да. А сам он стал тогда министром культуры, но все равно играл на Таганке. И это было прекрасно: они, любимовские почти что кровные дети, его дождались-таки, через все жертвы, все скандалы и всю их любовь к мэтру.

Однако потом случилось страшное. Есть документальные кадры того собрания, где учитель и ученик уже ненавидят друг друга, ругаются вдрызг, и каждый проклинает каждого. А повод простой: Любимов там на Западе принял для себя контрактную систему, служение, игру, одухотворение по контракту. Ничего особенного, так делает весь мир. Но Губенко, примкнувший к нему Леонид Филатов и еще многие посчитали, что это как-то не по-русски, не по-советски. Вот так и начался, произошел конфликт, раздрай, раздел театра. А в общем — его умирание, ибо театр, как правило, живет 15 лет и не больше. Получилось две Таганки, но никому от этого лучше не стало, здесь как раз минус на минус не дал никакого плюса. Время Таганки ушло.

А Николай Николаевич ушел в политику, хотя и был всегда после раскола главным режиссером Содружества актеров Таганки. Незнаменитый театр, где он все равно отстаивал свои принципы. Николай Губенко — очень советский, очень честный, не терпящий никаких компромиссов.

Он снимал свои фильмы про бессмертные души людей. Его бессмертная душа, конечно же, смотрит на нас откуда-то сверху, с небес. И ужасается, и радуется. Но даже там наверху эта душа абсолютно неравнодушна, потому что не может по-другому. А сам Николай Губенко в нашей памяти останется навсегда. Такой необыкновенно творческий, любящий, непримиримый и безгранично талантливый.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...