Срочные новости раздела
«Нас не отменить»: композитор Демуцкий рассказал, как Россия делает русскую культуру мировой модой

«Нас не отменить»: композитор Демуцкий рассказал, как Россия делает русскую культуру мировой модой

Несмотря на непростые времена, он является представителем движения против отмены русской культуры, также как Курентзис, Гарифуллина, Луганский, оскароносцы Борисов, Эдельштейн и многие другие деятели искусств, несущие нашу культуру по всему миру.

Впереди мировые премьеры — симфония «Николь» в Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского, балеты «Анна Каренина» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и «Евгений Онегин» в Сан-Франциско и Чикаго.

Он пишет как для традиционного театра, так и для независимых проектов, работает с кино, драматическим театром, создает симфонии и музыку на стыке жанров. Среди наиболее известных работ – «Чайка», «Герой нашего времени», «Оптимистическая трагедия», «Черный квадрат», «Анна Павлова», а также спектакль о Коко Шанель, созданный в сотрудничестве с Домом Chanel. Мы поговорили с маэстро о том, есть ли мода на звук, как она привязана ко времени и почему в России, а затем по нашему примеру во всем мире снова возникает интерес к дорогим сюжетным балетам, как России удается делать русскую культуру мировой модой.

— Илья, кто вы в современной музыке — композитор, рассказчик, собеседник времени?

— Всё вместе. По профессии я композитор, но композитор не существует вне времени. Музыка — это способ анализа. Мыслить вне времени невозможно: даже если я пишу партитуру на классический сюжет, я всё равно говорю о сегодняшнем дне. С помощью музыки можно анализировать из настоящего всё, что происходило в прошлом. У композитора есть для этого обширный арсенал выразительных средств — как стилевых, так и жанровых.

— Сегодня в балет возвращается сюжет. Почему, как вам кажется, это происходит?

— Это связано с хореографическими тенденциями и, наверное, с определённым «перевоспитанием» публики. В 1990-е годы доминировал тренд на одноактные, бессюжетные балеты. Сюжетный балет — сложнее и дороже. Финансовый вопрос здесь не последний, потому что бессюжетные балеты, конечно, дешевле: можно обойтись минимумом декораций или вообще без них, костюмы не требуют обновления и можно использовать уже написанную музыку любого жанра.

— Когда же возник новый интерес к сюжетному балету?

— Большой театр сыграл в этом роль, поставив балет «Герой нашего времени», к которому я написал музыку в 2015 году. Это масштабный, двухчасовой балет с декорациями, костюмами и сложным мультижанровым звучанием: с оперной певицей, с большим оркестром. История, которая всколыхнула театральный мир, по крайней мере в России. За рубежом к этому жанру обращаются нечасто: это дорого и требует особого мастерства как от хореографа, так и от композитора. Но нам удалось реализовать абсолютный шедевр Лермонтова. После этого интерес к полноформатным сюжетным балетам резко вырос. И в мире тоже. Композиторам стали заказывать музыку, оказалось, что есть живые авторы, способные писать для балета. А хореографам интереснее работать с современниками, в живом диалоге.

— Как строится работа над балетом? Вы сочиняете музыку в одиночку или в диалоге?

— Прежде чем писать музыку, мы с соавторами — хореографом и, если есть, с режиссёром — подробно обсуждаем идею: о чём балет, что он должен передать, в каком контексте существует, каково его общее решение. Мы прописываем всё до мельчайших деталей — вплоть до тайминга каждого номера. Я должен понимать длительность сцены, её драматургию, эмоциональную нагрузку. И только после этого сажусь за инструменты. Потом уже включается нечто потустороннее — вдохновение, которое накапливается из опыта, впечатлений, настроения. Сегодня ты написал одно, завтра — уже другое. Потом можешь пересмотреть, переосмыслить. Это процесс непредсказуемый. Но, конечно, музыка не может существовать без диалога с самим собой. В каждый звук, в каждую ноту композитор вкладывает своё «я».

— Что самое трудное в балетной музыке? Как вы справляетесь с тем, что музыку надо «увидеть»?

— Осознание того, что музыка воплотится в движении, наоборот, подстёгивает. Мне, наверное, проще её писать, потому что у меня богатое воображение. Я начинаю представлять хореографию, хотя хореографом не являюсь. Иногда даже двигаюсь под музыку, пытаясь почувствовать, как это может выглядеть. Моё мышление — визуальное. И хореограф затем отталкивается от той эмоции, которую я заложил в звуке.

— Бывает ли, что музыка диктует хореографии, как надо двигаться?

— В моей практике именно так всё и происходит: музыка задаёт акценты, диктует эмоции. При Чайковском могли заранее по тактам прорисовать схему движений. Сейчас всё иначе: хореографы отталкиваются от музыки, тембра, звучания. Они слышат и чувствуют, что и как должно быть. Хореограф не диктует мне оркестровку или форму — только ключевые моменты: эмоции и длительность номера. Всё остальное — моё внутреннее мироощущение. А когда потом видишь, как эмоция вдруг точно визуализируется в танце — это чудо.

— Где проходит граница между вами и хореографом?

— Всё начинается с личного контакта. Если не нашли общий язык — ничего не получится. Но если вы совпали, стали друзьями, тогда ваш балет, ваш «ребёнок», родится удачным. Я не вмешиваюсь в хореографию, но с удовольствием присутствую в репетиционном зале. И, соответственно, не люблю, когда мне диктуют, какие использовать инструменты.

— Как вы работали над спектаклем о Коко Шанель?

— Так же, как над любым другим балетом, только с большим акцентом на визуальной красоте и моде. Работа с исторической личностью требует вживания в эпоху. Я цитировал ту самую песенку, из которой родилось прозвище Коко. В оркестре был аккордеон — элемент французского звучания. Атмосфера шампанского, трагической любви, гламура — всё это важно. Но это не подиумная музыка. Это — портрет.

— У моды есть свой звук?

— Безусловно. Это чувственный, женский мир. Там есть и блеск, и одиночество. Судьба Шанель была драматичной, и это должно было звучать в музыке.

— Ваша музыка — драматичная, плотная, тревожная, но всегда эстетская. Это отражение мира или вашего ритма?

— Это моё композиторское мышление. Плотность, многослойность мне близки даже в камерных составах. В «Анне Павловой», например, всего шесть инструментов, но там насыщенная фактура. Это просто мой язык.

— Насколько музыка «Анны Павловой» была «музыкой времени»?

— Мы с режиссёром Феликсом Михайловым решили показать её историю через призму кинематографа Феллини — с гротеском, с игрой. Изучили биографию Павловой, её окружение: Чаплин, учителя, коллеги. Я обращался к немому кино, к жанровым отсылкам. Это не стилизация, но элементы эпохи есть. Музыка существует во времени и со временем.

— Может ли музыка изменить общество?

— Человека — да. Общество — не уверен. Но если музыка способна изменить угол зрения, обострить эмоции, показать новое — этого уже достаточно.

— Что бы вы хотели сделать, если бы не было ограничений?

— Переосмыслить жанр фильма-оперы. Не трансляция спектакля, а настоящий фильм, снятый как опера: с композитором, сценарием, оркестром — как цельный художественный проект. Этот жанр сейчас почти не существует.

— Помните, как впервые услышали свою музыку на сцене?

— Страха не было, только волнение — на первых читках в зале. Но с опытом это проходит. Я отпускаю музыку, и спустя годы могу смотреть спектакль как зритель. Я уже другой человек. А моя музыка – как ребёнок, который вырос и живёт своей жизнью.

— Бывало ли, что что-то шло не так?

— Серьёзных провалов не было. Но бывают моменты: например, в «Чайке» мы заказали огромный гонг, больше трёх метров. Он должен был звучать сольно, но на репетиции мы вдруг обнаружили, что в зале его не слышно. Оказалось, он был неправильно подвешен — трос глушил звук. Всё переделали, и он наконец зазвучал как надо.

— А наоборот? Когда музыка, например, вызвала бы слёзы?

— Чтобы прямо заплакали — не припомню. Но артисты балета должны влюбиться в музыку. Они часто впервые слышат её целиком только накануне премьеры. Процесс балета — это сборка из фрагментов, и полная картина появляется не сразу. Но когда танцовщики начинают слышать её по-настоящему — они восхищаются, благодарят: это особенное чувство.

— Какую музыку вы мечтаете написать по силе восприятия?

— У меня уже достаточно эмоциональной музыки. Я не стремлюсь вызывать определённую реакцию. Музыка может быть разной — и спокойной, и бурной. Главное — драматургия. Кто-то чувствует её глубоко, кого-то она раздражает. И это прекрасно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...