Срочные новости раздела
Кривизна пространства музыки Стравинского: премьера в Мариинском театре

Кривизна пространства музыки Стравинского: премьера в Мариинском театре

Теперь Вячеслав Самодуров свободный художник – ставит в Большом театре, Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. А также в Пермском театре оперы и балета, Театре балета имени Якобсона, в который на постановки его приглашал худрук этой труппы Андриан Фадеев. Но свой путь танцовщика он начинал в Мариинском театре, и именно здесь сформировался в одного из самых ярких исполнителей своего поколения

С 2000 года  продолжает свою карьеру уже в Европе, подписав контракт премьера с Национальным балетом Нидерландов. C 2003 года в качестве премьера работал в балетной труппе Королевского балета в Ковент-Гардене. Вернувшись в Россию 12 лет руководил балетной труппой Екатеринбургского театра оперы и балета, и всего за несколько лет сумел придать динамику коллективу, числившемуся еще недавно в аутсайдерах. При этом сам Самодуров стал абсолютным чемпионом среди хореографов по числу побед на «Золотой маске».

Нередко обращаясь к нарративным балетам (последний и очень успешный - «Буря» по пьесе Шекспира в Большом театре), особый успех в творчестве хореографа имеют бессюжетные одноактные постановки. Такую, наиболее комфортную, для себя форму он выбрал и для дебюта в родном театре.

Свой балет Вячеслав Самодуров назвал не по названию произведения Стравинского Симфонии in C. Для него каждая из четырех частей этого произведения - «закрытая в себе история». Однако какое содержание вкладывает он в эти «закрытые истории» хореограф не раскрывает, предоставляя зрителям каждую из сцен трактовать на собственное усмотрение и придумывать собственные сюжеты. Четыре истории объединенные в балет и получили название «Таннцсцены».

Интересно, что из нескольких вариантов Самодуров выбирает именно это произведение Стравинского, написанное в канун второй мировой войны. Стравинского он много, причем в разной хореографии, танцует ещё будучи танцовщиком, но лишь однажды как хореограф ставит его «Поцелуй феи»  в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского.

Из досье «МК»: Вообще конец 30-х годов XX века, время, когда писалась музыка Симфонии in C, был очень нелегким в жизни Стравинского: менее чем за год он потерял дочь, жену, мать, сам заболел туберкулезом. И как раз работая над этим произведением, на пороге второй мировой войны, весной 1939 года композитор переезжает из Европы в США. Так что первые две части были написаны ещё во Франции, а третья и четвертая уже в Америке. Но в музыке пережитые потрясения почти не отражены. Хотя, много лет спустя композитор признавался, что написание Симфонии in C стало для него спасением.

Музыку Симфонии in C Самодуров определяет, как «музыку для гурманов», причем как «жесткую» и «заострённую», даже как «гипертрофированно заострённую» и очень сложную для танцовщиков. Естественно в этом балете они танцуют на счёт… «Заостренной» выходит и хореография у Самодурова, 

Танец у хореографа сверх эмоционален. Перед нами не классические движения, но сконструированная на их основе неоклассическая хореография, несущаяся без остановки и с бешеной скоростью: туры, вращения в воздухе, шпагаты, разножки, разрывные батманы, мелкие заноски, прыжки. Движения, как и постоянно меняющееся пространство сцены, ни на миг не останавливается, а мелькает в разных сочетаниях, комбинациях, компоновках и стыковках, смещениях центров тяжести - напоминая, по известному выражению Мориса Бежара, «кипящую кастрюлю танца». 

И с художником-постановщиком, главным художником московского Ленкома Алексеем Кондратьевым, и с художником по костюмам Ирэной Белоусовой, и с художником по свету Константином Бинкиным Самодуров работает не впервые. Костюмы в спектакле минималистичны и лаконичны: трико, боди с мини юбочками или прозрачные, летящие юбки, типа «шопенок», но без их многослойности. Используется и балетная пачка. Доминирующие цвета: розовый разных оттенков, черный, белый, Самодуров поставил задачу сделать дизайн без дизайна. Представить «сцену как чистый лист, на котором рисуют телами». У Ирэны Белоусовой это получилось. 

А вот сложные конструкции Алексея Кондратьева «чистым листом», на котором пишет хореограф, никак не назовешь. Художник и сам активно заполняет этот лист, чертя на нем, по собственным словам, свою «геометрию любви». Световые неоновые колбы, как и в самодуровской «Буре» в Большом театре, разбивают пространство сцены. Только там это волны, передающие волнение водной шекспировской стихии. Здесь - прямые линии, намекающие на математическую точность и при всей «спрямленности» - неевклидову геометричность, постоянную «кривизну пространства» музыки Стравинского. 

Нарезанный в «лапшу» занавес–бахрома, представляющийся сценографу «стальным дождем», 19 излучающих свет щитов, полупрозрачные ткани, разбивающие пространство сцены, которые Кондратьев уподобляет «слоям нашей памяти, сквозь которые мы пытаемся разглядеть прошедшую жизнь»… И всё это постоянно движется, каждую минуту меняя пространство сцены.. 

Впрочем, философских обобщений, которые задавал своим конструкциям художник, можно и не считывать. Они очень напоминает ни на миг не останавливающуюся, стремительную хореографию Самодурова и удачно дополняют и организуют пространство спектакля.

Ставя на солистов, Самодуров естественно отталкивался от их индивидуальностей. Особенно это проявилось в танце премьера и примы Мариинки Кимина Кима и Ренаты Шакировой, выступивших в IV части балета. Четкая, ничем не замутненная, графичная красота этих танцовщиков, чувствовалась в каждом па, в каждой их позировке, в каждом наклоне головы и движении руки и ноги… Отлично смотрелись во II и III частях балета Надежда Батоева, Константин Зверев. Мей Нагахиса, Ярослав Байбордин, Максим Изместьев. При сравнении, второй состав, вышедший на следующий день после премьеры, был тоже выразителен, но без откровений, какие выказывали Ким и Шакирова.

Существенная нагрузка ложится в «Таннцсценах» и на кордебалет из 16 танцовщиц и шестерки танцовщиков.Танцуют все и одновременно. Темп сверхскоростной, временами затихающий, но вновь набирающий обороты. Фирменное самодуровское огромное количество движений в единицу времени тоже в наличии. 

Рисунок танца в новом балете Вячеслава Самодурова импрессионистический и меняется как в калейдоскопе. Перед нами какой-то вечный двигатель танца… И все это видоизменяется, перетекая одно в другое и создавая ощущение стремительности несущегося пространства и времени, их постоянной изменчивости и текучести.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...