Срочные новости раздела
Третьяковская галерея рассказала восточные авангардные сказки

Третьяковская галерея рассказала восточные авангардные сказки

Можете себе представить, что в запасниках Третьяковской галереи еще имеются произведения, которые ни разу не выходили в свет, к зрителям? На новой выставке «Путь на Восток» на Крымском Валу немало премьер. А те картины, что прежде уже видели зрители, показывались давно. Экспозиция составлена из редкостей. И тема непростая — советская авангардная живопись на Востоке.

В полном объеме «восточную» коллекцию живописи Третьяковская галерея демонстрирует впервые. Здесь пытаются ответить на вопрос: почему художников в 1920–1940-е так привлекал Восток?

Причины активного всплеска интереса к Востоку у художников были разные. Три десятилетия, о которых идет речь на выставке, — время перемен. Революция, Гражданская война, восстановление страны, непростые голодные 1930-е, Великая Отечественная война. Для многих художников такие поездки были своеобразным творческим актом, для кого-то — нужда. Но всех объединяла одна глобальная идея: разгадать тайну Востока.

Зайдя на выставочное пространство, мы оказываемся в вагоне агитпоезда «Красный Восток» и переносимся из Москвы в Туркестан. Экспозиция начинается с уникальной кинохроники, снятой по пути поезда, которая сразу погружает в атмосферу времени и обстоятельств героев выставки — их сложная эпоха, стремительно меняющаяся жизнь.

Агитпоезда в начале 1920-х были настоящим культурным событием. Отдельные агитаторы далеко не всегда успешно выступали в регионах, а вот агитпоезда и праздник жизни, который приезжал вместе с ними, тогда были одним из сильнейших орудий пропаганды.

Только представьте: приехал поезд, а вместе с ним — театр, концертная бригада, для грамотных — библиотека и лекции. На таком поезде путешествовал и красноармейский театр Николая Шалимова и Василия Хвостенко, художников агитпоезда. Они создали яркий, красочный футуристический кукольный театр.

Чудесным образом сохранились те самые куклы, которые путешествовали по городам на «Красном Востоке» и выступали перед публикой. Прежде всего здесь представлены куклы из спектакля «Корона и звезда» по пьесе Шалимова.

Среди удивительных героев главным является Петрушка-революционер. Узнать его легко — у него на голове красная звезда. По сюжетам он был победителем всех врагов Советской власти.

Впервые в Москве и в России демонстрируют уникальный авангардистский холст Сергея Калмыкова «Изолированные видимые бесконечные прямые и их сочетания (черное и белое)». Работа художника из проекта «Математическая живопись». Вся жизнь Калмыкова связана с Киргизской АССР. В начале 1920-х его увлекла идея «связей простейших знаков»: в одной точке может пересекаться бесконечное количество прямых. Схемы на его рисунках изображаются вычислениями, тайны которых простым смертным объясняют на экспозиции.

Задачу активно заниматься «женским вопросом» авторы выставки перед собой не ставили. Но женское искусство здесь активно представлено. Среди художниц — Ольга Соколова «с редким вкусом», как про нее говорил ее коллега, художник Мартирос Сарьян, ее яркий Самарканд и другие города Узбекистана. А также Серафима Рянгина, Надежда Кашина и многие другие.

Все непростые и знаковые события тех декад отражались в живописи. Рубеж 1920–1930-х годов ознаменован строительством Туркестано-Сибирской магистрали. Стройка считалась одним из главных достижений юной Страны Советов. На громкое событие откликались и художники, отображая в живописи достижения молодого государства.

Самый страшный раздел экспозиции посвящен Великой Отечественной войне — «Эвакуированные 1942–1944». Здесь повествуют о жизни художников, которые были эвакуированы на Восток. Московский государственный художественный институт, например, увезли в Узбекистан.

С вузом связана трагическая история: весь цвет художественной культуры страны (преподаватели уезжали с семьями, с ними ехали и студенты) оказался в суровых условиях — в разгаре была эпидемия тифа. Спаслись от войны, но не смогли защититься от страшной болезни пожилые профессора.

Среди жертв страшного времени оказались Константин Истомин и Лев Крамаренко. В Самарканде они ушли из жизни, там и похоронены.

Из их последних работ уцелели немногие. Когда умер Истомин, его мастерскую очистили, а труды попросту выбросили. Спасли часть картин совершенно случайные люди, а затем его наследием занялись ученики и друзья. Те работы, которые сохранились, стали символами и памятниками той страшной эпохи.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...