С Натальей Назаровой простились 5 апреля. Она скончалась для многих неожиданно, поскольку о своей тяжелой болезни никому, кроме самых близких, не говорила. Жила она активно, снимала, преподавала, ставила спектакли. И сгорела в 55 лет на творческом взлете.
Совсем недавно вышла ее картина «Филателия», за которую Наталья успела получить несколько важных наград и три из них на Каирском кинофестивале класса «А». Главную роль сыграла ее ученица Алина Ходжеванова, тоже выпускница ГИТИСа, как и сама Наталья. Он тоже училась в ГИТИСЕ, а ее мастером был Владимир Левертов.
На следующий день после отпевания назаровцы сыграли в студенческой аудитории свой дипломный спектакль. В ГИТИСе есть традиция именовать студентов сообразно фамилии их мастеров: фоменки, кудряши, камни. Свой курс Наталья Вадимовна, как ее там называли, выпустить не успела. На стене у входа в аудиторию, где шел спектакль, - ее фотографии и надпись: «Любимая и родная!». Напротив — стол с портретом и лампадкой, букетами исключительно желтых цветов. За окном был день и снег, когда мы пришли на спектакль. Их сменила густая синева к моменту окончания пятичасового действа.
Пока зрители рассаживались, их приветствовали старые слуги с сутулыми спинами - молодые актеры, изображавшие стариков. Ребята впервые играли спектакль без своего мастера. Почетным гостям отвели именные места в первом ряду. Среди них - Оксана Коростышевская, двадцать лет назад сыгравшая главную роль в фильме «Дура» по сценарию Натальи Назаровой. Молодые актеры выкрикивали имя Александра Паля, который должен был прийти, но почему-то не пришел. Стул с его именем долго пустовал. Были коллеги, кто-то уже не раз смотрел этот спектакль.
Актриса и мастер курса Надежда Горелова, специально для которой Наталья Назарова написала сценарий «Простой карандаш», а потом сняла ее в главной роли, произнесла несколько слов о романе Томаса Манна, о том, как описанные в нем семь лет превратились на сцене в год. Никаких скорбных слов не было. Надежда Горелова просто объяснила, что прежде туберкулез не считался заразным заболеванием, и можно было без опасений посетить близких в санатории в горах.
Роман Томаса Манна был опубликован больше столетия назад. В театральной программке указано, что действие происходит в туберкулезном санатории с августа 1913 по июль 1914-го. Чуть меньше года, а не семь лет, которые у автора проводит там Ганс Касторп. В качестве эпиграфа приводятся слова: «Мир застыл в ледяной чистоте, и его природная неопрятность как бы замерла, скованная сном, подобным волшебному очарованию смерти».
Свой спектакль Наталья Назарова поставила о всепоглощающей болезни и неизбежности смерти, а что это такое, она хорошо знала. Он получился сбивчивым, со сменой жанра, иногда уходящим в комедию, тем увеличивая дистанцию с первоисточником. Но что главное в дипломном спектакле? Не режиссерские изыски и самовыражение, а умение показать товар лицом, продемонстрировать возможности молодых актеров, перед которыми открывается большая профессиональная жизнь. И это удалось.
Молодой инженер Ганс Касторп, которого сыграл похожий на советского ИТР Алексей Симонов в очках и белом свитере, приезжает навестить двоюродного брата (Роман Шиханов), находящегося на лечении в Альпах. В санатории собрались люди со всей Европы — полька, румын, итальянец, русская.... Все они бесконечно кашляют, флиртуют, ссорятся и … умирают. К финалу остается все меньше живых.
В спектакле Назаровых все ускоряется, сроки сужаются, но даже пять часов не способны вместить основные события романа в 900 страниц. То, что у Манна первостепенно, уходит на второй план. Второстепенные люди становятся важнее протагонистов. А призраки Первой мировой войны подступают все ближе.
Томас Манн изначально хотел написать сатирический роман, но в итоге создал драматическое, философское сочинение, запечатлевшее умонастроения европейцев накануне эпохальных событий. Назаровы сделали его веселее и легче, хотя грозовая туча нависает постоянно.
Художник-постановщик спектакля - выпускница Мастерской Дмитрия Крымова Валентина Николайчук. Перед низкой сценой с выносными шезлонгами, где перемены не так значительны, она расставила столы, покрытые белыми скатертями. На каждом — столовые приборы, тарелка с вареными яйцами, которые пациенты будут дружно разбивать ножами. Унылый санаторный быт. Медсестры с железной хваткой бдительно следят за распорядком. Врачи напоминают паяцев - так карикатурно они решены.
Хлопья снега рассыпаются перед зрителями, пусть это все лишь пригоршни из чьих-то рук. Актеры надевают старые, видавшие виды шубы, а какие еще могут быть в арсенале студенческого спектакля. Но эта бедность только придает остроты восприятию и навевает нескончаемую грусть. Все, что мы видели в тот вечер, все недостатки вдруг стали милыми и трогательными.
У молодых актеров удивительные лица. Это в жизни все мы очень разные, но в актерские школы часто набирают соответствующих неким стандартам студентов. У Натальи Назаровой все вопреки. Ей важна индивидуальность.
В спектакле «Волшебная гора» главные все-таки женщины, меняется только их субординация. Мадам Шоша (Салиха Юсупова) с ее загадочным дагестанским прошлым оказывается в тени и довольствуется в основном обществом русской Маруси (Екатерина Астошинская) и Тамары (Елизавета Сументи), говорящей с легким кавказским акцентом. Зато неприметная фройляйн Энгельгардт (Мария Аврамова), работающая в библиотеке, всегда рядом с Гансом. Фрау Штер (Эрика Беард) существует в почти гротесковой манере, отчаянно шепелявит, «сверкает» черными зубами, смешит словесной галиматьей.
Фрау Редиш из Польши сыграла София Незнамова, как выяснилось, стипендиатка настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, игумена Луки. На сайте ГИТИСа можно найти слова, сказанные Софией в знак благодарности: «Именная стипендия позволяет раз в месяц купить какой-то реквизит и вести более спокойную жизнь. У меня в семье зарабатывает только мама, и поэтому любая денежная прибавка помогает. Отцу Луке я безмерно благодарна, я очень рада, что он помог мне». У каждого своя история, и в такой необычный день она становится существенной.
На экране — хроника прибывающего поезда. Его шум за сценой создают молодые актеры, стуча палками. Зал наполняется едким дымом. Жизнь куда-то несется. Ее разрывают драматические события. В финале появится на экране большой портрет Натальи Назаровой, сделанный на съемочной площадке. В ее руках рация. Она дает указания. Букет белых хризантем кто-то из зрителей положит на край сцены. Студенты мужественно сыграли спектакль, вышли к зрителям. У многих навернулись слезы.