Срочные новости раздела
«Волшебная гора» в ореоле болезни

«Волшебная гора» в ореоле болезни

С Натальей Назаровой простились 5 апреля. Она скончалась для многих неожиданно, поскольку о своей тяжелой болезни никому, кроме самых близких, не говорила. Жила она активно, снимала, преподавала, ставила спектакли. И сгорела в 55 лет на творческом взлете. 

Совсем недавно вышла ее картина «Филателия», за которую Наталья успела получить несколько важных наград и три из них на Каирском кинофестивале класса «А». Главную роль сыграла ее ученица Алина Ходжеванова, тоже выпускница ГИТИСа, как и сама Наталья. Он тоже училась в ГИТИСЕ, а ее мастером был Владимир Левертов.  

На следующий день после отпевания назаровцы сыграли в студенческой аудитории свой дипломный спектакль. В ГИТИСе есть традиция именовать студентов сообразно фамилии их мастеров: фоменки, кудряши, камни.  Свой курс Наталья Вадимовна, как ее там называли, выпустить не успела. На стене у входа в  аудиторию, где шел спектакль, - ее фотографии и надпись: «Любимая и родная!». Напротив — стол с портретом и лампадкой, букетами исключительно желтых цветов. За окном был день и снег, когда мы пришли на спектакль. Их сменила густая синева к моменту окончания пятичасового действа.  

Пока зрители рассаживались, их приветствовали старые слуги с сутулыми спинами - молодые актеры, изображавшие стариков. Ребята впервые играли спектакль без своего мастера. Почетным гостям отвели именные места в первом ряду. Среди них - Оксана Коростышевская, двадцать лет назад сыгравшая главную роль в фильме «Дура» по сценарию Натальи Назаровой. Молодые актеры выкрикивали имя Александра Паля, который должен был прийти, но почему-то не пришел. Стул с его именем долго пустовал. Были коллеги, кто-то уже не раз смотрел этот спектакль. 

Актриса и мастер курса Надежда Горелова, специально для которой Наталья Назарова написала сценарий «Простой карандаш», а потом сняла ее в главной роли, произнесла несколько слов о романе Томаса Манна, о том, как описанные в нем семь лет  превратились на сцене в год.  Никаких скорбных слов  не было. Надежда Горелова просто объяснила, что прежде туберкулез не считался заразным заболеванием, и можно было без опасений посетить близких в санатории в горах.

Роман Томаса Манна был опубликован больше столетия назад.  В театральной программке указано, что действие происходит в туберкулезном санатории с августа 1913 по июль 1914-го. Чуть меньше года, а не семь лет,  которые у автора проводит там  Ганс Касторп.  В качестве эпиграфа приводятся слова: «Мир застыл в ледяной чистоте, и его природная неопрятность как бы замерла, скованная сном, подобным волшебному очарованию смерти».

Свой спектакль Наталья Назарова поставила о всепоглощающей болезни и неизбежности смерти, а что это такое, она хорошо знала. Он получился сбивчивым, со сменой жанра, иногда уходящим в комедию, тем увеличивая дистанцию с первоисточником. Но  что главное в дипломном спектакле? Не режиссерские изыски и самовыражение, а умение показать товар лицом, продемонстрировать возможности молодых актеров, перед которыми открывается большая профессиональная жизнь. И это удалось.  

Молодой инженер  Ганс Касторп, которого сыграл похожий на советского  ИТР  Алексей Симонов  в очках и белом свитере,  приезжает навестить двоюродного брата (Роман Шиханов), находящегося на лечении в Альпах. В санатории собрались люди со всей Европы — полька, румын, итальянец, русская.... Все они бесконечно кашляют, флиртуют, ссорятся и … умирают. К финалу остается все меньше живых. 

В спектакле Назаровых все ускоряется, сроки сужаются, но даже пять часов не способны вместить основные события романа в 900 страниц. То, что у Манна первостепенно, уходит на второй план. Второстепенные люди становятся важнее протагонистов. А призраки  Первой мировой войны подступают все ближе. 

Томас Манн изначально хотел написать сатирический роман, но в итоге создал драматическое, философское сочинение, запечатлевшее умонастроения европейцев накануне эпохальных событий. Назаровы сделали его веселее и легче, хотя грозовая туча нависает постоянно. 

Художник-постановщик спектакля - выпускница Мастерской Дмитрия Крымова Валентина Николайчук. Перед низкой сценой с выносными шезлонгами, где перемены не так значительны,  она расставила столы, покрытые белыми скатертями. На каждом — столовые приборы, тарелка с вареными яйцами, которые пациенты будут дружно разбивать ножами.  Унылый санаторный быт. Медсестры с железной хваткой бдительно следят за распорядком. Врачи напоминают паяцев - так карикатурно они решены.  

Хлопья снега рассыпаются перед зрителями, пусть это все лишь пригоршни из чьих-то рук. Актеры надевают старые, видавшие виды шубы, а какие еще могут быть в арсенале студенческого спектакля. Но эта бедность только придает остроты восприятию и навевает нескончаемую грусть. Все, что мы видели в тот вечер, все недостатки вдруг стали милыми и трогательными.  

У молодых актеров удивительные лица. Это в жизни все мы очень разные, но в актерские школы часто набирают соответствующих неким стандартам студентов. У Натальи Назаровой все  вопреки. Ей важна  индивидуальность.  

В спектакле «Волшебная гора» главные все-таки женщины, меняется только их субординация. Мадам Шоша (Салиха Юсупова) с ее загадочным дагестанским прошлым оказывается в тени и довольствуется в основном обществом русской Маруси (Екатерина Астошинская) и Тамары (Елизавета Сументи), говорящей с легким кавказским акцентом. Зато неприметная фройляйн Энгельгардт (Мария Аврамова), работающая в библиотеке, всегда рядом с  Гансом. Фрау Штер (Эрика Беард) существует в почти гротесковой манере, отчаянно шепелявит, «сверкает» черными зубами,  смешит словесной  галиматьей.  

Фрау Редиш из Польши сыграла София Незнамова, как выяснилось, стипендиатка настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, игумена Луки.  На сайте ГИТИСа можно найти слова, сказанные Софией в знак благодарности: «Именная стипендия позволяет раз в месяц купить какой-то реквизит и вести более спокойную жизнь. У меня в семье зарабатывает только мама, и поэтому любая денежная прибавка помогает. Отцу Луке я безмерно благодарна, я очень рада, что он помог мне».  У каждого своя история, и в такой необычный день она становится существенной. 

На экране — хроника прибывающего поезда. Его шум за сценой создают молодые актеры, стуча палками. Зал наполняется едким дымом. Жизнь куда-то несется. Ее разрывают драматические события. В финале  появится  на экране большой портрет Натальи Назаровой, сделанный на съемочной площадке. В ее руках рация. Она дает указания. Букет белых хризантем кто-то из зрителей положит на край сцены.  Студенты мужественно сыграли спектакль, вышли к зрителям. У многих навернулись слезы.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...