В «Оперативной памяти» Андрей Смоляков играет следователя, который весьма лихо раскрывал самые сложные дела, но оказался бессильным против первых симптомов болезни Альцгеймера. Молодой стажер Соломатин (Кузьма Сапрыкин) в этой ситуации является для майора Багрышева еще одним раздражающим фактором и намеком на то, что легенду сыска подталкивают к пенсии.
Однако после убийства, почерк совершения которого напоминает о маньяке, убитом Багрышевым в ходе задержания несколько лет назад, напарники заключают некое подобие сделки. Майор передает стажеру свои знания, а стажер становится своего рода оперативной памятью для следователя, потому как его собственная постоянно дает сбои.
В сценариях современных детективов есть множество сюжетных схем, отработанных до автоматизма. Но в «Оперативной памяти» эффект дежавю распространяется еще и на актеров. После «Мосгаза» Андрей Смоляков ассоциируется в первую очередь со следователем, гениальным и от того проблемным для окружающих. Мария Андреева, играющая судмедэксперта, тоже прошла неплохую детективную школу в трех сезонах «Мосгаза» и «Серебряном волке». Кузьма Сапрыкин уже был молодым напарником опытного полицейского в «1703». Ольга Ломоносова (в «Оперативной памяти» она бывшая супруга Багрышева) перевоплощалась в жену следователя в «Шпионе».
Подобные переклички, наверное, сложно назвать комплиментом продюсерам и кастинг-директорам. Конечно, в сериальном производстве, особенно если речь идет о федеральном прайм-тайме, не любят рисковать и смело пускают в ход еще раз то, что уже неплохо сработало. Именно поэтому иногда кажется, будто актеров в России всего ничего. А уж если знакомые лица и ситуации складываются в беспомощную картину, то становится даже обидно.
Впрочем, в «Оперативной памяти» подобная кадровая чехарда довольно быстро потеряла значение. Уже в первой серии стало понятно, что тандем Смоляков—Сапрыкин вполне способен вытянуть еще одну гонку за маньяком. Причем выигрышным оказался не только актерский дуэт, но сам детектив, в котором версии вроде бы очевидные проваливаются одна за одной, удерживая публику в тонусе до финала.
Когда злодей все же найден, закован в наручники и усажен в полицейскую машину, а все герои остались живы и более-менее здоровы, возник шальной вопрос. Можно ли сделать «Мосгаз» без известного по нескольким сезонам названия, внушительного списка звезд и старательного воссоздания восьмидесятых?
Оказывается, что в целом можно. Конечно, получилось попроще, без лишнего расточительного лоска. Но Смоляков тот самый. Настоящий местный Шерлок предпенсионного возраста с цепким взглядом и скупой улыбкой, явно побитый жизнью, но способный держать удар, принципиальный и от того подозрительный для начальства. И, конечно, с проблемной личной жизнью, потому как слишком верен работе, чтобы изменять ей с женой. Видимо, Андрей Смоляков, желая того или нет, стал на экране кем-то вроде народного следователя и вполне самодостаточным персонажем. Может и Черкасова сыграть, и Багрышева. Главное, не перепутать.