Срочные новости раздела
Знаменитые контрабасист и трубач «нахулиганили» во время концерта

Знаменитые контрабасист и трубач «нахулиганили» во время концерта

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись. Удивить слушателей этой музыкой нелегко, но камерный оркестр «Дивертисмент» и их руководитель Илья Иофф берутся за эту нетривиальную задачу. 

В первом отделении заявлен сам знаменитый фортепианный цикл Мусоргского, но в обработке для струнного оркестра. Все знают оркестровку Мориса Равеля, но, как сказал Илья Иофф, «это худшее, что могло произойти с музыкой Мусоргского»: саксофон, огромная роль ударных — «получилась музыка Равеля и немножечко Мусоргского». Равель и, правда, щедро снабдил произведение экзотическими тембрами, которые имеют мало отношения к замыслу Мусоргского.

«Уже никто не воспринимает «Картинки с выставки» как фортепианный цикл. А Мусоргский все-таки писал для фортепиано. Это я пытаюсь объяснить, откуда я взялся такой самонадеянный, что сделал оркестровку для струнного оркестра», — шутя рассказывает Илья Иофф.

Звучит первая пьеса, затем вторая… Переложение для струнного оркестра, кстати, довольно убедительное и благородное. И вдруг, когда музыканты выдерживают паузу между частями, на сцене появляются контрабасист Владимир Волков и трубач Вячеслав Гайворонский. Инструментов в руках у них нет — играть они не собираются, а спокойно прогуливаются по сцене, как будто там ничего не происходит, словно и нет оркестра! У Гайворонского звонит телефон:

— Алло! — говорит, — Я на выставке!

— Ш-ш-ш! Мы играем здесь! — отвечает Иофф и показывает им в сторону выхода со сцены. Музыканты-хулиганы неспешно удаляются с иронической улыбкой на лице.

Еще две пьесы, и снова — прогулка музыкантов. Зал понимает — шутят, хотя первое апреля было вчера: «Вернете нам все прогулки во втором отделении!» — по-доброму, через улыбку грозясь, отвечает «хулиганам» Иофф.

Отечественную классику в благородном звучании струнных публика встречает с восторгом. На антракт перед вторым отделением уходят из зала немногие, оставаясь на местах, чтобы посмотреть мультфильм «Картинки с выставки» режиссера Александра Алексеева (1930-е годы). В общем, публику погрузили в атмосферу оригинала произведения всесторонне, прежде чем представить премьеру. 

Во втором отделении нас продолжают удивлять. Специально для концерта знаменитый джазовый трубач и композитор Вячеслав Гайворонский сочинил «Прогулки с выставки» — произведение на тему пьесы «Прогулка» из цикла Мусоргского. По замыслу это интермедии, написанные с позиции чувств зрителя «Картинок», музыкальные иллюстрации его ощущений от каждого изображения, которые разворачиваются в «воображаемом музее». Легко представить себя на его месте: посмотрел на картинку, подумал о чем-то, постепенно переходишь к следующей, смакуя впечатления — об этом цикл Гайворонского. Музыка — далеко не Мусоргский, и не «по мотивам» его сочинения. У композитора взята только тема «Прогулки», которая активно разрабатывается в академической манере (отчасти!), и в духе джаза. Но обвинить композитора в неуважении к Мусоргскому нельзя: история знает немало примеров, когда музыканты обращаются к темам своих коллег по перу и перерабатывают. Взять ту же Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Да и у автора замысел значительно отличается от того, что сделал Мусоргский. 

И правда, как и обещали, музыканты, которые свободно фланировали по сцене в первом отделении, слегка мешая коллегам исполнять цикл, вернули все «долги» по «Прогулкам». Насколько же интересно, зажигательно и современно зазвучала тема Мусоргского в сочинении Гайворонского! И это не субъективное оценочное суждение — это реакция публики, которая долго не отпускала со сцены ансамбль и солистов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...