Срочные новости раздела
В Театре Камбуровой спели оду Петербургу

В Театре Камбуровой спели оду Петербургу

Публика заходит в зал под торжественные звуки «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра. И каждый, кто часто ездит из Питера в Москву на ночном поезде, узнает эту музыку с первых тактов, даже не зная, кто ее автор. Но все знают точно – это про Питер.

Зрительный зал выстроен по горизонтали: ряды тянутся вдоль длинного сценического подиума, поначалу закрытого от публики прозрачным занавесом. Он падает - открывается миниатюрная Нева и фасады домов на набережной. Публика смотрит на город, как бы с другого берега реки. В глубине расположился оркестр, который то закрывается от зрителей черными занавесками, то предстает во всей своей красе. И в этом читается определенная драматургическая идея. Верхний ярус сценического пространства – балконы домов, но уже в натуральную величину. Вот такая перепутанная перспектива, которая очень точно воспроизводит перепутанный мир человеческого воображения. 

Четыре актрисы – Елена Веремеенко (она же является автором идеи), Анна Комова, Виктория Тихомирова и Лейла Эгамова – это ангелы Петербурга. Они заботливо подготавливают город к наступлению утра. Украшают набережную. Следят за тем, чтобы в окнах зажигался свет, чтобы Нева не выходила из берегов. Они отвечают за ритм жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда, во всем соглашаясь с его историей, не противоборствуя ей, а лишь содействуя чудесам этого гения места.

И чудеса, надо сказать, на самом деле свершаются на глазах зрителей на протяжении всего спектакля. Нева течет и несет в своих водах все то, что мы связываем с культурой Петербурга: фонари, перо и чернильницу Пушкина, Нос майора Ковалева, топор Раскольникова, статую Медного всадника… Ангелы следят за тем, чтобы ничего не застревало, летело по невским водам, но при этом успевают петь прекрасное четырехголосие, в которое Олег Синкин превратил гениальную побочную партию первой части 5 симфонии Шостаковича.

А потом наступает время Петрограда. И в действие включается музыка другого автора – Владимира Дашкевича. Хор из его до сих пор не поставленной оперы «Двенадцать» по Блоку «Идут, идут, идут» - олицетворение «колыбели революции», которая уж точно никого не успокоила. Приходит новое время. Отныне Ленинград живет идеями коммунизма, и его ангелы вместе с ним: одетые в комбинезоны и красные косынки, они бодро украшают фасады крошечными алыми стягами и поют один из немногих песенных шлягеров Шостаковича «Нас утро встречает прохладой». И – как ответ на песню, текст которой написал Борис Корнилов, расстрелянный в 1938 году, наступает следующий эпизод. В исполнении Елены Камбуровой на высочайшем трагическом градусе звучит в записи композиция Владимира Дашкевича на текст Осипа Мандельштама «Ленинград». Однако это лишь начало трагедии – дальше война, рев самолетов, взрывы, блокада, ритм метронома. Трогательный до слез момент – когда ангелы бинтуют фасады домов, защищая их от ударов артиллерии и бомб. Конечно, все это происходит на фоне темы нашествия из Седьмой симфонии. И когда на инструментальное звучание накладываются стонущие голоса певиц, напряжение достигает высшей точки.

На изумленных глазах зрителей вода в реке застывает и покрывается льдом. Идет снег. А по дороге через сугробы движется машина. Она застревает в снежных сугробах, но замерзшие руки ангелов, освобождают лед от завалов, превращая его в дорогу жизни. Постепенно лед оттаивает, вода вновь начинает движение, но радости в этом мало: Нева окрашивается кровью, и по ней плывут гробы, саночки, человеческие тела, завернутые в простыни. Это очень страшно, если честно. И очень честно со стороны художников, рискующих погрузить зрителя в настоящую высокую трагедию.

Хочется, но нельзя поддаваться соблазну и подробно рассказывать о каждом трюке, придуманном Иваном Поповски и разработанном конструктором Константином Лебедевым. Скажу лишь о финале. Для образа сегодняшнего Питера был выбран бриг «Россия» под алыми парусами, который традиционно проплывает по Неве в период белых ночей на празднике выпускников. И, конечно, это попадание в «десятку». В этот момент звучит песня «Родина слышит» - экстатическое сочинение Шостаковича, которое в аранжировке Олега Синкина приобретает еще более молитвенное звучание. Вообще о работе Синкина в этом спектакле можно написать, как минимум, курсовую работу в консерватории. И начать надо с его собственной фуги на тему D ES C H – монограмма Шостаковича, которой композитор не раз «подписывал» свои сочинения.

В финале зал устроил настоящую овацию. И казалось, что и авторы, и участники спектакля, да и все зрители, могли бы присоединиться к словам Шостаковича, сказанным им о Петербурге-Петрограде-Ленинграде: «Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...