Как вырастить бизнес-империю из стартапов — рассказывает основатель экосистемы Misty. Какие 5 вопросов задать себе на старте? Как проверить бизнес-идею и кого брать в команду? Создатель экосистемы услуг для горожан Misty Берс Джамбулатов рассказал о принципах запуска бизнеса.
Фото: Helen King / Getty Images
«Лента.ру»: Некоторые бизнесмены признают только расчет и собственный ресурс, отвергая интуицию и удачу. А что вы думаете об этом в контексте стартапа? Насколько важна интуиция, озарение, везение?
Б. Джамбулатов: Я не противопоставляю собственный ресурс и удачу. Удача — это рулетка. Не крутишь ее — удачи не будет. Крутишь — может повезти. Нужно делать больше попыток, чаще выходить из зоны комфорта. Если ничего не делаешь — точно будешь сожалеть. А если действуешь — есть шанс, что не придется. Я предпочитаю второй вариант.
Многих потенциальных бизнесменов пугают сложности на старте — юридические тонкости, коррупция, нехватка средств. Каковы риски и возможности для стартапов в России?
Среди возможностей — растущий рынок: не все индустрии зрелые, есть почти пустые ниши. Ошибся в расчетах, но начал первым — можешь победить. К тому же у россиян есть важное преимущество — природная смекалка. Мы умеем придумывать решения из ничего, пересобирать продукт, преодолевать или изящно обходить препятствия. Еще одна наша сильная сторона — хватка, мы не сдаемся при первой же проблеме, и при последующих тоже. Все это и есть предпринимательство.
Одна из основных преград — дефицит финансовых ресурсов: банки либо не одобряют кредит, либо делают это на неподъемных условиях. Другая очевидная проблема — недостаточная прозрачность сферы инвестиций, отсутствие четких правил игры. Нужна системная работа с инвестициями, тогда у стартаперов будет больше возможностей.
Отдельная проблема — переизбыток некачественной информации, курсов и блогеров, обещающих, что бизнес — это легко и романтично. Но рынок устроен так, что каждый второй не может быть предпринимателем. Нередко открытую информацию выдают за уникальную и продают как закрытую. Та же смекалка помогает инфобизнесменам — но ее стоит сдерживать. Нужна экспертиза и четкая система оценок, а на их основе — сертифицированные программы бизнес-обучения и образования. Насколько я знаю, государство сейчас этим занимается, что внушает оптимизм.
Фото: Shannon Fagan / Getty / Images
Вы — владелец экосистемы услуг для горожан Misty, которая активно развивается. Сколько стартапов на вашем счету?
Около десяти. Не все проекты системы Misty создавались лично мной. В части бизнесов у меня есть доля, но идея и бизнес-план принадлежали партнеру.
По статистике выживает только 10 процентов стартапов. Какой у вас показатель успеха?
Важно определиться, что считать успехом. Около 90 процентов моих стартапов стали работающим бизнесом. Если успешными считать компании-единороги (единорог — компания-стартап, получившая рыночную оценку стоимости в размере свыше миллиарда долларов — прим. «Ленты.ру») или как минимум компании, широко известные рынку, — таких у меня все равно более 10 процентов. Это вопрос трактовки. По-моему, удачный стартап — тот, который живет и сам себя окупает, не требуя постоянных вливаний извне. Если бизнес может себя окупать в ближайшей перспективе — он уже успешен.
Какие ошибки вы совершали?
Ошибки делю на несколько типов. Первый — расфокус. Я раньше сам не понимал, чем занимаюсь. Проекты не были объединены общей ценностью, миссией или целями. В результате я не успевал реагировать на вызовы. Второй тип — ошибки в скорости принятия решений. Ты либо торопишься с решениями, либо, наоборот, — слишком долго думаешь, и кто-то запускает проект раньше тебя. Третий тип ошибок — неправильные договоренности. Партнерство рушится, если у вас разные цели и ценности, и это нужно проверять «на берегу». Уверен, что плохих партнеров не бывает, есть плохие договоренности.
Фото: .shock / Getty Images
Как рождается стартап?
У меня стартапы рождаются из личных потребностей — захотел воспользоваться услугой, но ее не оказалось или не устроило качество. Затем гипотеза, что, помимо меня, есть еще люди с этим запросом, проверяется через бизнес-модель. Смотрю, готов ли рынок к таким ценам и качеству. Первый шаг — прочувствовать по наитию, второй — понять рынок и оценить, можно ли запустить стартап так, чтобы он себя окупал. Третий — объяснить команде, зачем мы это делаем. Люди должны четко понимать и принимать цели и ценности стартапа.
Какие главные вопросы вы задаете себе перед созданием компании?
Насколько важны для успеха стартапа собственные навыки, знания, интересы?
Интерес важен — иначе не будет внутренней мотивации. Стартап держится на драйве. А знания нужны, чтобы оценить компетентность команды. Ты не можешь быть юристом, маркетологом, финансистом одновременно. Твоя задача — правильно поставить цели и собрать команду. Набирай людей умнее тебя в своей сфере. Если ты лучший во всем — значит, команда слабая.
Как понять, что человек подходит для стартапа?
Смотрите, какие вопросы он задает. Если в основном — «а мне за это доплатят?» — имеет право, но не подходит под вайб стартапа. Он должен быть готов делать все — от кофе до стратегии. Часто люди берут в бизнес родственников, друзей, близких — с ними проще договориться, нет страха обмана. Но доверие не заменяет профессионализм. Будет ли твой сын, сват, брат, отец полезен для стартапа? Не факт. Стартап — не семейный подряд, а бизнес, где в первую очередь важны компетенции.
Как проверить жизнеспособность идеи?
Создать MVP (создатель семьи компаний Misty Group Берс Заурбекович Джамбулатов использует термин MVP — минимально жизнеспособный продукт — прим. «Ленты.ру»). Зачем сначала создавать компанию, а потом спрашивать у рынка, нужно ли ему это. Аудитория отвечает «нет» — а ты уже вложил 30 миллионов рублей, когда можно было протестировать идею с минимальными затратами, а потом масштабироваться. Без опросов не обойтись: сначала количественные — интересен ли продукт в целом, потом качественные — что именно нужно людям, в деталях.
Обязательно ли общаться лично с потенциальным клиентом?
Не обязательно, но желательно. Экосистема дает доступ к лояльной аудитории, разделяющей твои ценности, глупо этим не воспользоваться. Можно сказать: «Ребята, я хочу открыть кофейню. А что бы вам хотелось в ней видеть?» Они помогут «докрутить» продукт. Даже без экосистемы советую общаться с аудиторией — сегодня это несложно делать в соцсетях или офлайн.
Какие новые бизнесы в рамках экосистемы Misty вы планируете запустить?
Йога-центр в Москве с салоном красоты и правильной едой — место, где можно выдохнуть. Уже есть название — «Место быть». Второй проект — глэмпинг, загородный клуб, мини-город, отражающий философию Misty Group и ее ценности. Для Misty важно постоянно развиваться и масштабироваться. Стартапы не должны прекращаться.
В 2022 году Берс Джамбулатов зарегистрировал ООО «Мисти Групп» и запустил экосистему Misty, которая объединяет бизнес-направления от ветеринарных клиник «Ветсити» до ресторанов и лаундж-баров. Сегодня в семью стартапов Мисти групп входят 15 проектов. Часть проектов Берс Джамбулатов развивает на основах партнерства.