Срочные новости раздела
В «Коломенском» разгадали загадки житийных икон

В «Коломенском» разгадали загадки житийных икон

Житийная икона появилась еще в Византии. Древнейшие памятники, дошедшие до нас, датируются XII веком. На экспозиции же можно познакомиться с иконописными образцами конца XV-XIX века. Одной из функций таких икон был рассказ о жизни святого, они объясняли подробности вероучения и иллюстрировали непростые богословские вопросы. На экспозиции в «Коломенском» получилась «дидактика в дидактике» — здесь рассказывают о том, из чего состоит житийная икона и как ее правильно считывать, — все же современному зрителю нелегко понять своеобразие «языка» иконописных произведений и логику их устройства. И от теории к практике: прочитав «инструктаж» по пониманию икон, можно тут же взглянуть на самые разные образцы и попробовать расшифровать истории, которые они рассказывают. На самом деле, если вы были уверены, что иконопись сложна для понимания, то поверьте, ваше отношение к этому виду живописи изменится. Оказывается, там все довольно просто, понятно и, что главное, очень близко к обычной современной жизни.

Обычно в центре житийной иконы расположен образ святого, а по периметру — клейма со сценами из его жития. Клейма следует читать слева направо по строчкам. На выставке, кстати, возле каждой иконы есть схема, которая подсказывает правильный порядок прочтения клейм — в редких случаях изображения приходится рассматривать не по правилам. Простым языком здесь поясняют и своеобразную терминологию. Например, что такое ковчег (углубление в центре иконы, в котором расположено изображение святого), лузга и другие.

А теперь — к осмотру. Часто малоподготовленному зрителю нелегко бывает рассмотреть икону, заметить детали на общем красно-охристом фоне, особенно если икон в одном пространстве много. Здесь хотели показать то, как может изображаться житие. Цели показать стилистическое и колористическое разнообразие житийной иконы не ставили, но в итоге случайно получился целый калейдоскоп видов. Уже в первом зале сталкиваемся с нетипичными образцами. Рождество Богоматери, памятник XVII века, не имеет в центре «главного героя», но зато привычен по цветам, где основные — это охра, красный и зеленый. А по соседству совсем другой по колористике образец: святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1796 год) — оттенки пастельные, нежные. И расположение сюжетов здесь тоже необычное (вот уж где подсказки на этикетках оказались очень кстати!).

Всех секретов и загадок, которые нам удалось отгадать на экспозиции, раскрывать не будем, оставим интригу — почему, например, хищник лев не нападает на старца, упуская легкую добычу? Как так вышло, что младенец стоит в купели на ножках?

Многие из сюжетов поражают своей тонкой и искусной работой, обилием деталей — и это на небольших по размеру клеймах (на некоторых образцах прописаны каждая травинка и каждый крохотный цветок!). Но главное: изображаемое вполне соотносится с обычной человеческой жизнью, хотя изображаемые события происходили сотни лет назад. Рассматриваем створки складня «Благовещение»; «Богоматерь Живоносный источник»; «Сказание о явлении и чудесах иконы Федоровской Божией Матери» (XVIII век) и встречаем там довольно близкие нам бытовые элементы. Например, вместе с князем Василием на охоту отправились милые белые собачки. Таких умилительных открытий здесь можно сделать немало. Еще один трогательный сюжет с лучшими друзьями человека обнаружим на иконе, повествующей житие священномученика Власия Севастийского (XV–XVI вв.) — один из самых ранних памятников на выставке. Власий считается покровителем болящих, помогает исцелиться от недуга, помогает он не только людям, но и животным. Об этом свидетельствует один из сюжетов на иконе, где Власий исцеляет в пещере диких зверей, судя по изображению, тоже собак. И снова картина из обычной, близкой нам жизни: мало кто пройдет мимо, если к нему за помощью придут братья наши меньшие. Животные часто появляются на изображениях, потому что они — помощники последователей Христа. Помимо собак часто можно увидеть лошадей. Нам удалось обнаружить среди героев житийной иконы помимо вышеупомянутого льва еще ослика, верблюда.

Еще одна, пожалуй, забавная деталь обнаруживается на иконе «Архангел Михаил с деяниями». В одном клейме изображено явление архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел попросил Иисуса снять обувь, потому что они находятся на Священной земле, и перед нами на изображении предстает живая и динамичная картина, как Иисус, подпрыгивая, снимает с ноги сапог.

Не зная подробностей, описываемых в житии, их легко можно дешифровать благодаря символам, которыми, как правило, полны житийные иконы. Легко определить лекаря: у него в руках будет коробочка с лекарствами, болящих изображают в основном лежа, а незрячий человек обычно изображен с закрытыми глазами. Кресты в руках мучеников символизируют крестные страдания Христа, а пальмовые ветви — принадлежность к Царству Небесному. Злые силы на иконах тоже присутствуют. Бесов легко узнать: взъерошенные и вздыбленные волосы, темное тело. Колоритного дьявола мы тоже обнаружили на иконе преподобного Онуфрия Великого. Он является к царю Нарситу и искушает его. Детали в образе дьявола: копытца, рожки и длинный хвост, торчащий из-под одеяния.

Примечательно, что часть экспонатов приехала в Коломенское из частных коллекций и выставляется впервые. Невольно задумываешься: сколько еще удивительных памятников спрятано от глаз широкой публики?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

В феврале Гаврас лично представил на Роттердамском кинофестивале свой новый фильм «Последнее дыхание» о том, как человеку можно достойно уйти в мир иной, и что могут для этого сделать его близкие и
подробнее...

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Сюжет «Старшего сына» не стоит пересказывать: есть фильм Виталия Мельникова 1975-го года, признанный эталонным по тому, как режиссером прочитан текст Вампилова, и как сделан актерский кастинг. Молодые
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

— Юлия, как российская кинотусовка отнеслась к номинации Юры Борисова?— Обзавидовались! Но сохраняют хорошую мину при плохой игре. Не секрет, что кинотусовка токсична. Другой вопрос, что большинство
подробнее...

«Оскар» взял курс на ускорение. Церемония уже не растягивается на многие часы. Награды раздали бодро, когда в Москве было раннее утро. Чего не сделаешь ради зрителей, ряды которых в последние годы
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...