Как цифровизация и искусственный интеллект влияют на развитие туристической отрасли России? Как большие данные помогают выявить точки туристического притяжения? Какие АI-решения повышают конкурентоспособность отелей? Ответы на эти и другие вопросы искали эксперты индустрии гостеприимства на собственной сессии Сбера «Тихая гавань турбизнеса-2025: анализ, финансы, цифра» выставки MITT. Модерировал дискуссию исполнительный директор Центра отраслевой экспертизы «Туризм» Сбербанка Константин Марков.
«Туристическая отрасль — основной драйвер развития регионов: она привлекает инвестиции, создает новые рабочие места, повышает благополучие и благосостояние жителей. Мы как ключевой партнер индустрии привлекаем все возможные инструменты для ее развития — это и традиционный банкинг, и стратегический консалтинг, аналитика отрасли на основе больших данных, AI-решения и умные устройства на объектах гостеприимства. Благодаря большим данным, статистике и прогнозам мы можем приземлять наши идеи по развитию туротрасли в более осознанную составляющую — например, мастер-план, бизнес-план или концепцию стратегии. Сбер, как и любой другой банк, рассматривающий заявку, выступает своего рода институтом развития компетенции инвесторов в сфере туризма по продуктам экосистемы, продуктам ключевого банковского направления, наличию и анализу бизнес-плана. И назову еще один есть инструмент — это государственная поддержка, которая призвана упростить инвестору путь в туризм», — отметил Константин Марков.
Эксперты также обсудили тенденции рынка туризма: рост туристического потока сохраняется, среди россиян повышается интерес к путешествиям по России в новогодние праздники, а пиковый сезон туризма сместился с августа на июль. Для туризма важен рост реальных доходов населения. 65 процентов всех туристов, которые путешествовали по России в 2024 году, за последний год увеличили свой доход. В 2024 году туристы потратили в поездках 2,3 триллиона рублей — это на 11 процентов больше, чем в 2023-м. Растет и потребительская активность россиян в путешествиях: в среднем за одну поездку турист совершает на 4% больше покупок, чем годом ранее. Ключевые потребители туристического продукта сосредоточены в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На эти регионы приходится 42 процента всего объема туристического рынка.
Также в ходе сессии обсуждалось, что реализация любого крупного проекта зависит от гармонизации потребностей государства, банка и бизнеса. Многомиллиардные проекты без банка сегодня не реализуются. И это достаточно низкомаржинальные проекты. Извлечь огромное количество денег из оборота практически нереально. Но есть эффективные госпрограммы для туротрасли, которые помогают решить эту проблему.
Как отметила руководитель направления «Умный дом Sber» в SberDevices Екатерина Гельфанд, все потребители туристических услуг хотят жить в отелях, где есть умные устройства с искусственным интеллектом, которые облегчают жизнь.
«В отеле «Манжерок», после того как установили умные колонки, люди стали слушать музыку намного чаще. Большим спросом пользуется голосовой ассистент: люди общаются с ним, спрашивают, как пользоваться тем или иным сервисом, ведь голосом — очень удобно. Можно управлять шторами, светом, телевизором, включать мультфильмы и музыку. Все это и многое другое делает отдых в разы комфортнее и приятнее. К тому же такие решения очень удобны для самого отеля: снижается нагрузка на ресепшен, кол-центр и службу поддержки. У AI-решений удобное администрирование: не нужно приходить в каждый номер, чтобы настроить сервисы, — есть специальная административная панель, которая позволяет всем этим удобно управлять», — рассказала Екатерина Гельфанд.