Последние несколько лет в мире наблюдается бум альтернативного курения. Министерства здравоохранения начали бить тревогу из-за опасности новой привычки, в частности, это связано с большим количеством контрафактной продукции. Поэтому о регулировании отрасли развернулись жаркие дискуссии — одни выступают за сбалансированный контроль, другие — за полный запрет. В России законопроект о вейпах был внесен в Государственную Думу в конце декабря и может быть рассмотрен в первом чтении в весеннюю сессию. К чему приведет такое решение, — в материале «Ленты.ру».
Вейпы обрели огромную популярность — и дело не только в отсутствии резкого табачного запаха, но и в том, что практически не существовало регулирования продаж этой категории товаров в прошлом. Это давало возможность легко покупать такую продукцию несовершеннолетним. Подростки быстро полюбили вейпы за яркую упаковку и геймификацию — некоторые электронные сигареты стали оснащать сенсорными экранами, где можно играть в мини-игры и даже отвечать на сообщения и звонки.
При этом закон не запрещал рекламировать подобную продукцию, поэтому блогеры и инфлюэнсеры обеспечивали агрессивный маркетинг таких устройств
Вместе с тем, отсутствие должного регулирования привело к значительному росту объема контрафактных устройств и никотиновых жидкостей. Поддельные и нелегальные вейпы привлекали низкой ценой, но риски для здоровья от использования такой продукции возрастали кратно.
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
В момент, когда «парение» превратилось в новую массовую вредную привычку, власти начали активно бороться с нелегальной продажей, но рынок уже обрел огромные масштабы.
По данным ВЦИОМ только среди взрослого населения страны 9 процентов (10,5 миллиона человек) являются потребителями электронных систем доставки никотина (ЭСДН)
Эксперты опасаются, что полный запрет вейпов и электронных сигарет перечеркнет проделанную работу по регулированию и вытолкнет потребителей в нелегальное поле, поскольку люди, страдающие от зависимости, не прекратят потребление при введении запрета — они поменяют каналы закупки.
Показательный пример опыт Казахстана, где введение полного запрета на продажу вейпов не решило проблему. В апреле 2024 года там был введен запрет на ввоз, производство и продажу вейпов.
Также были установлены внушительные меры наказания за нарушения: за распространение и рекламу вейпов — штраф в размере до 200 МРП (это месячный расчетный показатель, применяемый в республике для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством), что соответствует примерно 132 тысячам рублей или исправительные работы на срок до 200 часов или арест на 50 суток. За ввоз продукции в страну — штраф до 2000 МРП (около 1,3 миллиона рублей) и даже лишение свободы на срок до двух лет.
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
«После введения запрета на вейпы в Казахстане половина магазинов закрылась. Часть из них стала продавать по-черному через телеграм-каналы. Другая половина — продает только постоянным клиентам, а официально торгует чем-то другим. У компаний нет выбора: либо банкротиться, либо идти по пути наименьшего сопротивления. И это при том, что ведены большие штрафы и это даже уголовно наказуемо», — рассказывают участники рынка.
Таким образом, несмотря на законодательный запрет, ситуация в стране практически не изменилась — потребление электронных сигарет не уменьшилось, а лишь переместилось в нелегальный сектор, создав дополнительные риски для потребителей и лишив государство возможности контролировать качество продукции и получать налоговые поступления.
В России регулирование рынка ЭСДН уже включает приравнивание этой категории товаров к регулированию прочих видов табачной и никотинсодержащей продукции, в том числе маркировка, ужесточение правил продажи, ужесточение наказания за нарушения. Появились и первые положительные результаты, доказывающие эффективность избранного подхода.
Так с декабря 2023 года после введения обязательной маркировки «Честный знак» зафиксирован значительный рост легального сегмента: количество легальных точек продаж достигло 170 тысяч (рост в 1,5 раза), а объем легальных продаж вейпов вырос в 3,5 раза
Маркировка табачной продукции и другие регулятивные меры привели к значительному снижению нелегального оборота продукции в России. До старта маркировки доля нелегального оборота сигарет оценивалась в 15,6 процента. К середине 2024 года оборот снизился до 10,8 процента, следует из отчета Национального научного центра компетенций (ННЦК).
Депутаты Государственной Думы уже активно занимаются законодательством, оберегающим несовершеннолетних от курения. Главный вопрос в том, как контрольно-надзорная система реагирует на нарушения. Мы усиливаем ответственность (вплоть до введения уголовной) за продажу детям никотинсодержащих изделий, повышаем штрафы. Однако все еще требуется жесткое и слаженное исполнение законов на местах
По словам Артема Кирьянова, проработанный объем регулирующих норм в отношении никотинсодержащей продукции и ограничения доступа к ней несовершеннолетних вполне достаточен уже сегодня. Особенно с учетом нововведений, которые вступили или вступают в силу. Но основной вопрос в том, чтобы обеспечить фактическое исполнение уже принятых законодательных норм. Регулирование, впрочем, продолжается «в рабочем режиме».
Действует уголовная ответственность за нелицензированный ввоз, штрафы до 2 миллионов рублей за продажу несовершеннолетним
Эксперты отрасли и бизнес выступают за умное регулирование и концентрацию на борьбе с черным рынком вместо запретов. В том числе видят решение в балансировке ставки акциза на жидкости для ЭСДН и консолидации усилий бизнеса и государства.
Фото: Shatokhina Natalia / news.ru / Globallookpress.com
«Принятие законопроекта о тотальном запрете электронных систем доставки никотина или запрета на ароматизаторы (вкусы), по сути, являющегося тем же полным запретом категории, затронет не менее 150 тысяч малых и средних компаний, которые сейчас легально работают на этом рынке. Для обеления рынка необходимо снизить акцизы на ЭСДН. Резкий рост акциза на жидкости для вейпов привел к разрыву стоимости между легальной и нелегальной продукцией практически в 1 000 процентов. Кроме того, коэффициент соотношения ставки акциза на жидкости для ЭСДН к ставке акциза на сигареты в России сейчас в девять раз больше среднего значения для других стран. Поэтому доля контрафакта в этой сфере уже увеличилась до 95 процентов. "ОПОРА РОССИИ" считает, что вместо запретов необходимо перейти к умному регулированию и сконцентрироваться на борьбе с черным рынком», — отмечает председатель попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов.
В подтверждение данного тезиса, Сергей Борисов напомнил о выступлении президента России Владимира Путина в ходе урока «Разговор о важном» в кызыльской школе: всегда есть грань, переходя которую, запреты уже не действуют.
«Владимир Путин абсолютно прав, когда сказал, что вместо запретов и ограничений необходимо проводить комплексную работу. За последние годы государство предприняло целый ряд действенных мер, направленных на повышение эффективности противодействия нелегальному обороту никотинсодержащей продукции. Но нужно продолжить эту работу: сбалансировать ставку акциза с учетом ограничения концентрации никотина в жидкости для ЭСДН, ввести разумные требования по доступу на рынок через реестровую модель. Требования не должны быть дискриминирующими, при этом нужно строго наказывать, если участники рынка не будут их исполнять. Вплоть до исключения из реестра минимум на три года», — сказал Сергей Борисов.
Против запрета вейпов и электронных сигарет в России выступал и Минпромторг
«Все мы знаем, к чему приводят полные запреты: к формированию черного рынка, без контроля. Непонятно, сколько на черном рынке никотина и кто там вообще работает. Кроме всего прочего, огромными потерями бюджета сопровождается, потому что понятно, что налогооблагаемая база не может существовать, если запрещен оборот», — говорил директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции ведомства Владислав Заславский.
Фото: Сергей Куликов / Коммерсантъ
В Минфине также ранее отмечали, что «запрет ЭСДН приведет к значительным потерям федерального бюджета, источники компенсации которых не определены. Принятие положительного решения по данному вопросу приведет к нелегальному обороту указанной никотинсодержащей продукции без уплаты акциза».
«Минфином России подготовлен проект концепции введения лицензирования деятельности по оптовому и розничному обороту табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Документом предполагается, что будет разработан федеральный закон, которым устанавливаются требования по наличию лицензии для участников оборота товаров и условия для получения таких лицензий. Минсельхозом России в рамках межведомственного согласования были направлены в Минфин России предложения и замечания к проекту концепции», — рассказали «Ленте.ру» в пресс-службе Минсельхоза России.
В самом Минфине и Минпромторге не смогли оперативно подготовить ответ на запрос издания.
Фото: Антон Ваганов / Коммерсантъ
С 1 марта 2024 года лицензированию подлежат производство, экспорт и импорт табачной и никотиносодержащей продукции, но торговли это не касается. В ближайшие дни в правительстве должны представить новую концепцию регулирования рынка.
Среди предложений обсуждались лицензирование или создание специального реестра, а также ограничение минимальной торговой площади (не менее 25 квадратных метров в селах и не менее 50 квадратных метров — в городах.) и владение или долгосрочная аренда помещений для розничной торговли и складов для оптового звена.
Ограничение минимальной торговой площади — это калька специфических требований для алкомаркетов — большие площади для витрин, прилавков и оборудования.
Для табачных магазинов такой подход к ограничениям не совсем уместен, так как законом запрещена открытая выкладка товара, сама табачная продукция не занимает много места, объемных складских запасов не требуется.
Ограничение 25-50 квадратных метров площади — приведет к закрытию 150 тысяч торговых точек и монополизации рынка торговыми сетями.
«С одной стороны, предлагается использовать опыт регулирования алкогольных рынков, с другой — такой подход абсолютно не соответствует реальной ситуации, сложившейся на рынке. Более чем 150 тысяч специализированных магазинов, торгующих никотиносодержащей продукцией — это малые форматы площадью до 10 квадратных метров. Вывод простой — в случае принятия таких ограничений по площади, десятки тысяч малых предприятий, ИП вынуждены будут закрыть свой бизнес», — пояснил член президиума правления ассоциации «НП «ОПОРА», член правления СПИНИ Владимир Мишеловин.
Особую озабоченность участников рынка вызывают требования к складским помещениям
По данным отраслевых ассоциаций, более 70 процентов оптовых поставщиков табачной продукции не имеют собственных складов из экономических соображений и отсутствия объективной необходимости — компактность продукции не требует объемных складских запасов.
Фото: Daisy Daisy / Shutterstock / Fotodom
«В текущей сложной ситуации на рынке складской логистики многие участники оптовой торговли в целях оптимизации бизнес-процессов и сохранения рентабельности бизнеса используют услуги сторонних 3PL-операторов. При такой модели возможность прямого заключения договоров аренды собственника продукции со складом контрагента отсутствует. А в случаях с прямой арендой – оптовики находятся в нестабильных условиях в части сроков аренды (при этом регистрации в Росреестре подлежат только договоры аренды на срок более года). Кроме того, участниками оптового звена активно применяется практика хранения продукции на ХАБ — логистических комплексах, состоящих из множества складских помещений/ячеек, находящихся на одной площади по единому адресу, где единовременно может хранится табачная и никотинсодержащая продукция разных собственников», — рассказал Владимир Мишеловин.
По его словам, регулирование через создание реестра продавцов представляется оптимальным решением для контроля оборота табачной и никотиносодержащей продукции. Это позволит очистить рынок от нелегальных игроков, сохраняя при этом более гибкие условия для легального бизнеса по сравнению с жестким лицензированием.