Срочные новости раздела
Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Эту выставку открыли в Международный день сна, который пришелся на Полнолуние. «Ускользающий сон» начинается с двух десятков подушек, которыми завешан весь коридор учебного заведения для дизайнеров. Наталья Скопина показывает изнанку сна – у ее подушки пуховые перья наружу. Другая – «Рваный сон» Виктории Мамоновой – подушка с дырками напоминает мягкую скульптуру Жоана Миро. Следующий «портал» в сны показывает ритм бессознательного – кардиограммой, вышитой черной нитью. Работа Алены Хажиновой поэтично называется «Сон на изломе».

Подушка второкурсницы Анны Снежко с землей внутри - «Рост», из нее пробиваются зеленые побеги. Она напоминает, что человек растет во сне: только в этом состоянии вырабатывается гормон роста — соматотропин. Рядом с ней подушка полностью из сушеной травы – огромный чайный пакетик «Неспящий Улун».

Такими студент Степан Горячев не дает себе провалиться в мир грез, когда готовится к экзаменам. Подушку Анастасии Буковой, из которой струится песок, автор живо комментирует: «Закрывая глаза, мы думаем, что время во сне идет очень медленно, но, отрывая их, понимаем, что оно «высыпалось». Ее подруга Дарья Варламова иллюстрирует способ быстрого засыпания: «Нужно представить, что ты смотришь затылком». Ее подушка светится как большая лампочка Ильича. По словам автора, это затылок, свет из которого символизирует «открывающийся во сне «третий глаз».

Все экспонаты, созданные студентами-дизайнерами 1-3 курсов, – часть партиципаторного проекта Марины Звягинцевой. Принцип «искусства участия» – вовлечённость в процесс создания произведения. В данном случае со-участниками стали 25 студентов, которым был предложен один и тот же материал для превращения его в арт-объект на сновидческую тему. А именно – подушка размером 45 на 45 см. Каждую идею студент иллюстрировал эскизом, который утверждали художница и ректор института дизайна Марина Волынкина. В коридорную тотальную инсталляцию вошли лучшие работы.

«Сон – не бессмыслица, а замаскированное осуществление желания. Согласно теории Фрейда, не осуществлённые желания вытесняются из области сознания и переходят в область бессознательного, где сохраняются», – считают психологи. «Подушечный эпиграф» продолжает живописный проект Марины Звягинцевой о сне в разных его фазах. Своего рода воротами в светлый зал служат вертикально стоящие железные кровати. По полупрозрачной ткани, застилающей койку вместо матраса, написаны названия глав сновидческого проекта – фаза засыпания, фаза медленного (глубокого) сна, фаза быстрого (легкого) сна. Это и названия разделов – и краткий экскурс в структуру сна, физиологически необходимого человеку. Вкупе с функцией «подзарядки» сон играет роль портала в пространство бессознательного.

Пробуждение материализовано в виде кровати, превращенной в гигантский будильник, и картины под названием «Рассвет». А засыпание иллюстрируют живописные работы Марины Звягинцевой в техники биотипии (живопись на воде) за 21 год – с 2004 по 2025 годы. Примерно тогда художница «просыпалась» – выходила за рамки плоскости в объемные инсталляции и за музейные стены с уличными проектами. В 2009-м Марина затеяла проект «Спальный район», который работал по тому же принципу, что и подушечный эксперимент. Она раздала 70 кроватей современным художникам, которые превратили их в арт-объекты, и выставила у забора на входе в парк Кузьминки – «Тележка супермаркета», «Многоэтажка», «Кровать-Мангал», «Кровать-Самолет»... «Спальный район» потом стал многосерийным, разросся в большое исследование спального вопроса с разных сторон. Но каждый раз – все оборачивается по Фрейду. Сон – всегда ребус, как и современное искусство, его нужно разгадывать.

Каждый холст выставки «Ускользающий сон» комментирует профессиональный психолог. Есть здесь работа, которая дала название проекту. «Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный энергией и символами, которые трудно выразить словами, часто оставляет в душе ощущение некой незавершённости, а также чувство утерянной важности», – комментирует изображение психолог Яна Галиева.

Картины похожи на магические шары, из которых выплывают образы. Слитые воедино сюрреалистичные головы на фоне средневекового замка – это картина «Сознание и подсознание». Сюжет с руками, обнимающими подушку, называется «Трудности засыпания». В полотне «Полнолуние» время утекает сквозь пальцы. «Ворох воспоминаний» вангоговскими волнами выплескивается из дорожной сумки, внутри которой едет оранжевый автомобиль. В финале вернисажа каждый может погрузиться в сон. Для этого на полу лежит гигантская подушка, с не менее гулливерской маской для сна. Венчает спальное место картина с наглядным примером – это автопортрет художницы, в нежных небесно-голубых и прозрачно-серых тонах.

«Сон меня будоражит давно. Подсознание разговаривает при помощи сна. Психологи просят вести дневник снов, у меня он живописный. Сон – это дверь в подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения, искусство – тоже проявленное подсознание», – считает Звягинцева. Проявление подсознания Марины написаны либо от бессонницы, либо становятся воспоминанием сна – но в том и другом случае это воспроизведение бессознательного образа. Любопытно, как сюжеты, вокруг которых «ходит» автор уже два десятка лет, спроецировались в работах молодых дизайнеров. Студенты не знали, что будет на самой выставке. Здесь сработало коллективное бессознательное. Так, Анастасия Чванова изобразила одиночество так же как и Марина – в виде рук, крепко обнимающих подушку, а вышивка гипнагонии (промежуточное состояние между бодрствованием и сном) Катерины Шмидт, где мысли обретают гротескные черно-фиолетовые очертания, вторят упомянутой картине «Ускользающий сон».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...