Срочные новости раздела
Европейские и американские автомобили хотят вернуться в Россию. Подешевеют ли от этого машины?

Европейские и американские автомобили хотят вернуться в Россию. Подешевеют ли от этого машины?

Мировые автобренды, покинувшие страну несколько лет назад, задумались о возвращении обратно. «Секретные» переговоры с экс-дилерами из России уже провели представители японской Toyota, в готовности ухватиться за будущие возможности признался и глава французской Renault. Знакомые с «внутрянкой» рынка эксперты при этом предупреждают о сложностях. Если для Kia и Hyundai возвращение может пройти относительно быстро и безболезненно, то Mazda, Mitsubishi и Nissan могут столкнуться с ограничениями со стороны регулятора. Что происходит с ценами на российские авто и как на них может повлиять возобновление сотрудничества с западными автобрендами — в материале «Ленты.ру».

Ушедшие из России мировые автобренды задумались о возвращении обратно. Мало кто из них заявил об этом официально, но высказывания топ-менеджеров по этому поводу стали звучать все чаще. Так, руководство японской Toyota, по данным Mash, в феврале организовало секретный VIP-сбор для экс-дилеров. Представители концерна, приостановившего свою работу в России в 2022 году, предложили группе из нескольких человек слетать в ОАЭ, чтобы «отдохнуть и посекретничать».

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

В Дубае предпринимателей попросили подписать бумаги о неразглашении, поэтому часть вопросов, поднимаемых на встрече, осталась за кадром. Однако некоторые детали журналистам узнать все же удалось. Компания извинилась перед россиянами за уход с российского рынка и остановку поставок, а предпринятые ранее меры (включая борьбу с импортом) охарактеризовала как «вынужденные». Также представители Toyota пообещали дилерам первыми «стоять на пороге», когда ситуация стабилизируется. Следующая встреча японской компании с экс-коллегами может пройти уже в марте.

Сценарий возобновления работы на местном рынке действительно рассматривают многие ушедшие бренды, отметил в разговоре с «Лентой.ру» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Российский рынок был для большинства из них не только ключевым, но и одним из самых прибыльных, напомнил он.

Возобновления работы концерна в России не исключил и гендиректор французской Renault Лука де Мео. Компания не стремится вернуться в прошлое, однако при наличии удачной возможности попытается «ухватиться за нее», сказал он. Такого рода заявления могут быть связаны с финансовой заинтересованностью: выручка корпорации в РФ в 2022 году составляла десятую часть от глобального оборота. Покидая страну три года назад, она списала со счета 2,2 миллиарда евро от прекращения операций в России.

Сделка, которую стороны заключили три года назад, предполагала переход доли Renault в «АвтоВАЗе» в размере 68 процентов госпредприятию ФГУП НАМИ, с опцией обратного выкупа в течение шести лет. И хотя этот срок истек еще только наполовину, финансовый директор Renault Тьерри Пьетон назвал возможность возвращения концерна в страну по опциону «очень маловероятной». В перспективах Renault усомнился и мэр Москвы Сергей Собянин. Компания может строить какие угодно планы, но вряд ли ей что-то здесь светит, дал понять он в разговоре с журналистами.

Renault не обсуждала этот вопрос с российскими властями, подчеркнул доктор экономических наук Константин Поздняков. Условия договора, на его взгляд, не дают серьезных гарантий, поскольку на любой опцион может быть наложено ограничение на законодательном уровне. Такое может случиться, если на него будет претендовать компания из недружественной юрисдикции, или будут затронуты стратегически важные для России отрасли. К последним как раз и относится автомобилестроение, пояснил он.

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Свою работу в стране в 2025 году могут возобновить и такие бренды, как BMW и Mercedes, прогнозировал ранее глава консалтинговой компании Schneider Group Ульф Шнайдер. Немецкий автопром серьезно пострадал из-за потери российской аудитории, поэтому компаниям, не желающим лишиться российского рынка, не стоит затягивать с возвращением, советовал спикер. С учетом того, как активно автобренды из Китая занимают пустующие ниши, в дальнейшем такой возможности может не быть.

У китайских автомобилей, однако, есть один существенный недостаток: спустя год использования они теряют порядка 50 процентов от своей первоначальной цены. Так, если новый китайский кроссовер Geely Coolray 2023 года выпуска в декабре стоил от 3,1 миллиона рублей, такое же авто с годовым пробегом на вторичном рынке в Москве можно было встретить уже за 1,7 миллиона. В этом смысле автобренды из КНР уступают машинам, произведенным в Японии и Германии: первые год спустя дешевеют на 15-30 процентов, вторые — на 18,5-34,5 процента. Эксперты объясняют это настороженным отношением россиян к авто из КНР и недостаточным опытом их эксплуатации.

дешевеют китайские авто через год активной эксплуатации

Автомобили брендов BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen Group действительно пользуются спросом у российских автомобилистов, но не все они сохранили возможность обратного выкупа производственных мощностей, отметил управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов. Возвращение автобрендов, по его словам, могут затруднить и новые требования по локализации в РФ.

Группа сенаторов Совфеда ранее направила в правительство и Минпромторг поправки, обязывающие иностранных автопроизводителей делиться с Россией технической информацией о своих машинах. Работающим в стране небольшим сервисам это должно упростить ремонт импортных авто. Однако опыт китайских компаний показывает, что раскрывать техданные автомобильные концерны не спешат.

Повторный выход на российский рынок будет наиболее простым для компаний Kia и Hyundai, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. У них присутствует готовность к возвращению, а у пользователей в РФ — потребность в их продукции. Несмотря на прекращение производства, автомобили данных марок продолжают поступать в страну через параллельный импорт.

«Официальное возобновление работы этих брендов может произойти достаточно быстро, однако уровень спроса на них будет зависеть от ценовой политики», — рассуждает управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг». В прошлом лидерство по продажам в России им обеспечивала именно доступная стоимость, напоминает он. Однако после индексации утильсбора конкурировать с китайскими и отечественными автомобилями корейским брендам будет сложней.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Напомним, с 1 октября 2024 года ставка утильсбора для легковых автомобилей выросла на 70-85 процентов (в зависимости от технических характеристик автомобилей, ввозимых в страну). С начала 2025-го эта ставка увеличилась еще на 10-20 процентов, и такое повышение будет производиться каждый январь, вплоть до 2030 года, в соответствии с установленной правительством шкалой индексации.

Корейские бренды не вернутся в РФ до официального снятия санкций. В этом вопросе они напрямую зависят от позиции США и поставок своей продукции на американский и европейский рынки

А когда возвращение все-таки состоится, оно, по его словам, приведет к обострению конкуренции с уже успевшими занять свою нишу китайскими брендами. На конечном потребителе это скажется скорее положительно, так как приведет к снижению цен и повышению качества, считает эксперт.

Возможность обратного выкупа своих мощностей сохранили и многие японские бренды, такие как Mazda, Mitsubishi и Nissan, отмечает Агаджанов. Однако им, на его взгляд, будет сложно снова выйти на российский рынок из-за ограничений со стороны регулятора. Положение японской Toyota эксперт называет более выигрышным, поскольку она, продав завод в Санкт-Петербурге без права обратного выкупа, продолжила обеспечивать российских дилеров комплектующими. Для этого бренда возможность возвращения в РФ точно не закрыта, уверен он.

«Шагов, предпринятых в сторону снятия ограничений и санкционных пакетов, я пока не вижу», — ответил на вопрос о возобновлении работы в России автомобильных брендов гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Когда возвращение все же начнется, оно, по мнению автоэксперта, будет поэтапным. Сначала станут поставляться запасные части и будут восстановлены сервисные решения для текущих клиентов, и только потом можно будет обсуждать что-то большее.

Если зарубежные автоконцерны все же решат вернуться в Россию, на повторный запуск продаж в стране у них уйдет не менее года, прогнозирует Ольховский. А с учетом текущей ситуации в авторетейле, когда доходность дилеров часто ниже минимально допустимых уровней, возможно, потребуется еще больше времени, допускает он.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» более оптимистичен в прогнозах. В случае снятия ограничений с немецких и американских автомобилей компании смогут очень быстро начать продавать их, убежден эксперт. Автодилеры, по словам собеседника «Ленты.ру», давно научились оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Максимальный срок, который займет процесс восстановления присутствия на российском рынке, — два года, минимальный — шесть месяцев, присоединяется к обсуждению блогер и автоэксперт с ником AJDAHA.6. Многое, по его словам, будет зависеть от политической обстановки и наличия налаженных цепочек поставок комплектующих. А пока этого нет, компании продолжают обеспечивать рынок через схемы параллельного импорта и сборку в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Наиболее сложно адаптация и обратное завоевание лояльности российского покупателя будут даваться представителям массового сегмента, говорит Терлюкевич. Конкуренция там намного выше, и ретернерам (от англ. return, возвращение) придется бороться за свою долю рынка заново. «В премиум-сегменте все просто — там и сейчас покупают автомобили ушедших марок, завезенные по схеме параллельного импорта. Прямых альтернатив немецким маркам для ценителей мощных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания среди китайских брендов практически нет», — заключает он.

Тем временем продажи новых легковых машин в России обвалились на фоне высоких ставок автокредитования. В феврале 2025 года они просели на четверть (на 24 процента) по отношению к аналогичному месяцу 2024 года. Особенно заметно рухнули продажи импортных средств передвижения: дилерам в феврале удалось продать только 42,8 тысячи таких автомобилей, т.е. на 40 процентов меньше, чем за тот же период прошлого года.

снизились в феврале продажи новых легковых машин в России

В конце весны — начале лета участники рынка прогнозируют рост цен: как на подержанные, так и на новые автомобили. Стоимость первых может взлететь с мая, если будет одобрено постановление правительства о пересмотре методики утильсбора для транспортных средств, импортируемых из стран ЕАЭС. Б/у автомобили премиум-класса в таком случае станут дороже на 25 процентов.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Globallookpress.com

Стоимость новых автомобилей во второй половине года может увеличиться до 30-50 процентов, считает основатель первого автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль. В «Российской ассоциации автодилеров» (РОАД) грядущее удорожание связывают с повышенным с 1 января утильсбором, а также с курсом рубля к доллару и юаню. Ждать, что в ближайшее время он укрепится, не стоит, говорит президент РОАД Алексей Подщеколдин.

Потенциальное возвращение ушедших компаний в этом смысле может стать спасением для покупателей. Оно приведет к увеличению конкуренции на рынке, что положительно скажется на ценах, уверен Агаджанов.

Для присутствующих в России брендов это станет стимулом снизить стоимость своих автомобилей, чтобы привлечь покупателей. Однако с учетом текущей инфляции и колебаний курса рубля сокращение стоимости новых авто может быть незначительным

Заметнее всего возвращение западных брендов повлияет на цены в среднем ценовом сегменте, говорит AJDAHA.6. Сейчас занявшие вакантные ниши китайские производители в условиях отсутствия серьезной конкуренции устанавливают свои ценники. Появление же на рынке корейских или европейских моделей может спровоцировать корректировку стоимости. «В премиальном сегменте ситуация сложнее. Несмотря на наличие параллельного импорта, полномасштабное возвращение таких гигантов, как Mercedes и BMW, в ближайшем будущем выглядит маловероятным», — признается он.

Перспективы Lada в России останутся относительно стабильными, полагает автоэксперт. Российский производитель, по его словам, уже пересмотрел свою продуктовую линейку, внедрив китайские технологии. «Конкурентное давление усилится, но массовому покупателю по-прежнему будет интересен доступный отечественный продукт», — уверен собеседник.

В России следует установить новые правила доступа иностранных производителей авто, заявил в разговоре с «Лентой.ру» доцент кафедры Управления транспортными комплексами ГУУ Артем Меренков. «Дважды обжегшись на инвестиционных контрактах, приходит время делать выводы, — пояснил он. — Автомобиль и компонентная база являются стратегической продукцией, а простое представительство и отверточная сборка не работают и не могут устраивать государство».

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Эксперт не просто выступил за углубленную локализацию такого производства в России, но и предложил организовать работу иностранных компаний в РФ в формате совместных предприятий. Контрольный пакет в них он посоветовал передавать отечественным компаниям или государству, а в нагрузку рекомендовал обязать компании инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Похожие «правила доступа» действуют в Китае: соотношение государственных и импортных инвестиций в автопром там составляет три к одному, напоминает Меренков.

«Следует понимать, что доверие и надежность данных партнеров (ранее ушедших из страны — прим. «Ленты.ру») должны быть поставлены под сомнение. Иными словами, речь может быть о страховой выплате тех, кто ранее покинул наш рынок по политическим мотивам», — рассуждает он. О целесообразности компенсаций, по мнению транспортного эксперта, стоит задуматься не только в отношении производителей, но и дилеров. В частности, тех, кто имел действующие дилерские контракты, вкладывался в инфраструктуру и продвижение иностранных марок, а в итоге остался ни с чем.

Источник: lenta.ru

Последние записи - Экономика

самые читаемые новости

#Экономика

Сбежавший из британского учебного лагеря экс-боец Вооруженных сил Украины получил российское гражданство. Принудительно мобилизованный житель Киева стал гражданином России по упрощенной процедуре,
подробнее...

Нейробиолог, специалист по языку тела Тара Сварт раскрыла способ повысить шансы на успешное свидание. Ее цитирует издание Mirror.Сварт порекомендовала смотреть правым глазом в левый глаз поклонника.
подробнее...

В последние месяцы стиль любимца зумеров Тимоти Шаламе кардинально изменился. Это не осталось незамеченным поклонниками, которые принялись активно обсуждать причины его трансформации. Одни фанаты
подробнее...

После похудения человек может столкнуться с неожиданными проблемами в постели, предупредила коуч по отношениям Эми Уильямс. О вероятных минусах она предупредила в беседе с Gloucestershire Live.Уильямс
подробнее...

В России выросло число заявлений о страховых случаях с китайскими автомобилями по полисам КАСКО. Об этом сообщает «Банки.ру» со ссылкой на данные «Росгосстраха».Повышение оценивается в два раза, если
подробнее...

Российский путешественник сходил в баню в Литве и описал свой опыт фразой «и я, и банщица остались довольны». Своей историей он поделился в личном блоге TrueStory Travel на платформе «Дзен».Автор
подробнее...

На Кропоткинской нефтеперекачивающей станции (НПС) Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Краснодарском крае не стоят российские средства противовоздушной обороны (ПВО). Это подтвердил
подробнее...

Китайский бренд Ebanat представил новую коллекцию мужской одежды и развеселил пользователей сети из России. Соответствующие публикация и комментарии появились на странице модной марки в Instagram
подробнее...

США могут через НАТО надавить на Европейский союз (ЕС) ради того, чтобы достичь результата в переговорах с Россией. Такую стратегию Вашингтона в интервью РИА Новости раскрыл немецкий стратегический
подробнее...

Вспышку относительно нового заболевания — метапневмовирусной инфекции зафиксировали уже в трех регионах России. Об этом стало известно из публикации Telegram-канала Shot.По информации издания, вирус
подробнее...

После остановки поставок российской нефти сырьевых резервов Чехии хватит на три месяца. Так возможность европейской страны продержаться без энергоресурсов из РФ оценили опрошенные РИА Новости
подробнее...

В Курской области возле населенного пункта Никольский была уничтожена группа украинских диверсантов, об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в силовых структурах.Отмечается, что
подробнее...

19-летний солдат-срочник Сергей Ершов 50 дней спасался в курском приграничье, сообщает «Царьград».7 августа он позвонил матери и рассказал о прорыве границы, после чего не выходил на связь. Позже
подробнее...

По меньшей мере 16 туристов из Индии провалились под лед озера в Германии. Об этом сообщается в Telegram-канале РЕН ТВ.Инцидент произошел в федеральной земле Бавария. Отмечается, что трое человек
подробнее...

Датчик давления в шинах, установленный на автомобиле Changan CS55 Plus, неприятно удивил хозяина машины. Свою историю россиянин рассказал на портале Drive2.Датчик вышел из строя на авто с пробегом
подробнее...

Итальянский химик, создатель шоколадной пасты Nutella Франческо Ривелла скончался в возрасте 97 лет. Об этом сообщает Corriere della Sera.По данным издания, Ривелла скончался 14 февраля — в день
подробнее...

В ресторане «Кофемания» начали продавать специальную воду для кофе за 1000 рублей. Об этом сообщает Telegram-канал «Москвач. Новости Москвы».На этикетке канистры значится «Вода для заваривания кофе по
подробнее...

Проект поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), подготовленный Минприроды, предполагает резкое ужесточение наказания за незаконную добычу нерудных полезных ископаемых, таких как
подробнее...