Срочные новости раздела
Не стало композитора Софии Губайдулиной

Не стало композитора Софии Губайдулиной

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые оставили значимый след в отечественной музыке? Широкая публика, скорее всего, тоже ограничится лишь именами Софии Губайдулиной и Александры Пахмутовой (знатоки, может быть, назовут еще Елену Гнесину). Угасла одна из самых сияющих композиторских звезд — не стало Софии Асгатовны. Она ушла у себя дома в Германии в ночь на 13 марта.

Осенний городок, оркестр, дирижер с суровым лицом взмахивает палочкой, и разливается грустный вальс — так начинается знаменитая картина Ролана Быкова «Чучело». Это одна из тех работ в кино, которая принесла Софии Асгатовне большую всенародную любовь. Пожалуй, большинству на ум придет именно эта музыка, когда речь пойдет о Софии Губайдулиной, — знаменитая мелодия у медных духовых, так точно дорисовывающая портрет Лены Бессольцевой и ее детскую трагедию. А ведь, казалось бы, это всего лишь стилизация под вальсы, которые раньше часто можно было услышать в городских садах (кстати, эта музыка значительно отличается от всего, что писала Губайдулина!). Музыка к этому фильму далеко не единственная в кинобиографии композитора. Были еще и «Балкон», «Великий самоед», «Крейцерова соната», а также мультфильмы «Маугли», «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Человек и его птица» — всего 25 работ. И это при том, что в ее жизни не было цели стать кинокомпозитором, да и тогда это считалось не очень-то и престижным ремеслом, ради денег, а не творчества. Приоритетом для Губайдулиной было формирование своего «истинного слышания». Этому она и посвятила всю свою жизнь, следуя завету Шостаковича, шла своим путем, ни на чей не похожим.

В академической музыке она и нашла свое призвание, посвятив Великому делу всю себя. «Сосредоточенность — вот ее сакральное слово, заменяющее привычное «вдохновение», — так охарактеризовала Губайдулину музыковед Валентина Холопова. И правда, София Асгатовна была сконцентрирована на композиции и жила почти затворницей. Казалось, что в ее жизни нет ничего, кроме творчества. Настолько, что даже свою маленькую дочку композитор отдала на воспитание своей маме — так было нужно и для работы, и по жизни — ей самой тогда приходилось нелегко… И все потому, что была не как все.

Из Казани в Москву Губайдулина приехала в хрущевскую эпоху. Ее композиторский расцвет произошел в компании композиторов-авангардистов, где ее коллегами были Альфред Шнитке и Эдисон Денисов — золотая тройка, которая смело неслась по своей собственной дорожке, вопреки непониманию и непринятию их музыки современниками — снова все как завещал Дмитрий Дмитриевич. В 1960-е годы действительно нужно было быть смелым человеком, чтобы писать экспериментальную электронную музыку, чем и занималась София Асгатовна в те годы. Свою «неправильность» композитор проявила и в другом вопросе. Вообще, ее зовут Сания, но Софией она стала окончательно (прежде так ее называли лишь близкие), когда приняла православие в начале 1970-х годов — и это в советском атеистическом обществе, будучи уроженкой Татарстана и внучкой муллы!

Ее «творческие протесты», которые она выражала на языке музыки, не нашли понимания у главы Союза композиторов Тихона Хренникова — уж слишком своеобразным он посчитал ее музыкальный язык. Хотя в свое время он же и говорил ей, чтобы писала как все: «Будешь как сыр в масле кататься». Но в ответ было лишь короткое: «Я так не могу». Так она и попала в «хренниковскую семерку» — своеобразный «черный список» неугодных композиторов. Позднее София Асгатовна скажет, что не обижалась на коллегу за гонения, потому что старалась не впускать в свою душу такое чувство, как обида. Более того, она признавалась, что прощает ему все неприятные сцены за один его большой поступок: Тихон Николаевич в свое время выбил двухкомнатную квартиру Сергею Разоренову, который тогда был старенький, болел и бедствовал, но едва получил комфортное жилье — выздоровел.

Может быть, в нежелании обижаться ни на кого и в умении видеть в каждом доброе и заключался секрет ее долгой творческой жизни и большого успеха? В 2022 году, когда Софии Асгатовне был 91 (!) год, ее в третий раз номинировали на одну из самых престижных музыкальных премий «Грэмми» за произведение «Гнев Божий» в категории «Лучшая современная классическая композиция». Но казалось, что никакие премии ей не были нужны. Главной ее наградой была возможность служить Музыке.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...