Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».
«На показе была певица Ирина Богушевская, — рассказывает Нина Чусова, — и сказала, что после спектакля ей хочется жить, почувствовала прилив энергии. Этого мы и добивались: чтобы в непростое время зрители пришли в зал и почувствовали весну, радость, любовь и что все может быть и должно быть хорошо. Здесь нет великих философских смыслов. Идея простая: жить хорошо, и жизни надо радоваться и верить, что все получится».
Перед нами на сцене все те же девчата из общежития и бравые красавцы из трудовой бригады, которые работают в суровых, морозных краях, но непонятно, из какой они эпохи. Перед нами доска почета — привет из СССР; костюмы герои тоже словно сняли с бунтарей-стиляг из конца 1950-х, но при этом по тексту понятно, что некоторые персонажи — представители поколения зумеров (из которых при этом рвется наружу внутренний бэби-бумер). Может, на сцене просто сломалась машина времени и все смешалось в общежитии Тоси Кислицыной?
«Люблю стиль фьюжн, когда в одном месте встречаются разные времена, — объясняет задумку режиссер, — их смесь дает полноценную картину. Действие происходит сегодня, но есть детали из советского прошлого. Мне кажется, романтизм 1960-х с брутальностью наших дней состыковались».
Смесь здесь термоядерная: «лютый флекс» под песню «Старый клен», на Илье (Иван Коряковский) тулуп как у Иванушки из сказки «Морозко», при этом он с товарищами танцует зажигательный рок-н-ролл под хит Рианны 2007 года Umbrella («Зонт»), но аранжировка песни словно из 1960-х. И здесь стоит внести ясность. Многие думают, что песня Umbrella из репертуара короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, но на самом деле нет. Пресли ее никогда не пел — тогда песни попросту не существовало. Путаница возникла, когда «Зонт» Рианны перепела группа The Baseballs — парни сделали песне новую аранжировку, вдохновленную рок-н-роллом, а голос их солиста действительно напоминает Элвиса. Так и возник миф о том, что Рианна поет песню Пресли. В мюзикле аранжировка от The Baseballs — и тут снова фьюжн. Даже если это случайность, она удачная. Впрочем, музыка хитов Элвиса тоже звучит — Little less сonversation, Love me tender, например. Есть и привет из 1980-х — музыка песни True colors Синди Лопер.
«Советский материал, на наш взгляд, хорошо интегрировался в рок-н-ролл, — объясняет Нина Чусова. — Соединять западную музыку с советской историей было рискованно, но оказалось, что они друг другу подходят. И в «Девчатах», и в рок-н-ролле есть молодость, живость, энергия».
Помимо смешивания эпох в «Девчатах» есть несколько нововведений, отличающих мюзикл от фильма и повести Бориса Бедного. Герои не только переехали в нашу эпоху, но еще и сменили профессию. Мужчины здесь не советские лесорубы-трудяги, а нефтяники — одна из самых громких и важных отраслей на сегодня. Девушки тоже не отстают. Тося Кислицына (Маруся Княгинина) все еще талантливый молодой повар, у нее все те же «пятерки» по щам, но, едва приехав в Нефтелямск, она становится еще и солисткой девичьей музыкальной группы, вытесняя из коллектива Анфису (Лика Рулла), свою соперницу и на сцене, и в любви.
Конечно, все происходящее в «Девчатах» — это яркая и красивая сказка, что в нашу эпоху почему-то немодно. Но, пожалуй, иногда мир можно и нужно идеализировать. Почему бы и да?