По крайней мере, именно такой «младшесестринский» статус весьма настойчиво артикулировался в еще недавние годы становления этой музыкальной институции. Теперь, правда, «недавние годы» вдруг оказались в далекой уже и, как настырно убеждают некоторые, «безвозвратно ушедшей эпохе», однако проявления светлой ностальгической грусти казались вполне уместными, учитывая первый большой юбилей. Так что на десятой церемонии вручения премии «Виктория» ожидаемо царили намерения бросить взгляд в прошлое и подвести некоторые итоги не только прошедшего музыкального сезона, но и всей бурной декады.
Юбилейные сантименты, конечно, не очень помогают ловить модные тренды, без которых ни одна церемония обойтись не должна и не может, но и тут все старались, как могли. «Звуковая Дорожка», наблюдая за происходящим, делает собственные выводы, тем более, как оказалось, представления ее ведущих в статусе голосующих академиков не всегда совпадают со средней температурой по больнице. Но это нормально. Даже в Верховном суде США есть те, кто вопреки общему вердикту всегда остается с носом, то есть со своим особым мнением.
На красной дорожке рекомендованный black tie и полное к нему пренебрежение создали весьма неформальный микс, в котором смокинги, вечерние платья, треники, худи, тонны блесток ничуть не мешали друг другу. Звезды с одинаковым успехом формулировали что-то серьезное и изображали движения из клипа на горячий хит Sigma Boy, считающийся теперь главным, хотя и сиротливо единственным, «международным прорывом» российской попсы в сезоне. Однако в отличие, скажем, от прошлого прорыва Little Big в 2019–2020 гг. академики, как и мероприятие в целом, совершенно проигнорировали краснодорожечную истерию. Тем временем шальной молодежный блеск в глазах чередовался с осмысленными взглядами корифеев и ничуть не принижал значимость происходящего.
«Когда создавалась «Виктория», я понимал, что это только начало, — заметил журналистам учредитель премии и победитель в номинации «Поэт года» Михаил Гуцериев. — И я понимал, как идти дальше. Сегодня, глядя на ее масштаб, я знаю: все возможно». Надо заметить, что типичные для больших музыкальных премий попытки объять необъятное в последнее время стали задачей более-менее выполнимой. Список артистов, допущенных до больших площадок и федеральных эфиров, трудно назвать огромным, так что в итоге был тот кворум, который сейчас можно себе позволить.
* * *
Парад победителей в тринадцати номинациях по традиции вызывал смешанные чувства. Главным фаворитом стал уже упомянутый открыватель церемонии Леонид Агутин, который за этого самого Бога, ни о чем не просившего, в итоге унес две награды — как «Композитор года» и за «Музыкальное видео». И тот, и другой вердикты академиков, наверное, могут стать поводом для дискуссии, но не противоречат логике — в минувшем году песни Агутина действительно много где звучали, а стадионные шоу собирали толпы неравнодушных.
В кулуарах премии время от времени обсуждается резонность поручить голосование в жанровых номинациях разным экспертам. Идея неплохая, потому как некоторые вердикты академиков навевали мысли о том, что многие из этих уважаемых дам и господ, возможно, не очень хорошо видят, так себе слышат, а иногда просто искренне не понимают, о чем идет речь. Впрочем, «Виктория» в этом смысле не одинока — приблизительно то же самое и уже годами царит вокруг академиков «Оскара», то и дело уличаемых в том, что они давно улетели в космос и забыли вернуться…
Премия Александру Иванову и группе «Рондо» в номинации «Рок-артист года», конечно и возможно, стала «плюшкой» академиков к почтенному юбилею музыканта-динозавра (как и веский подарок к «Песне про любовь» текста неравнодушного к рок-музыке и рок-музыкантам поэта Михаила Гуцериева), но при наличии в лонг-листе Юрия Шевчука, а также «Ночных Снайперов» Дианы Арбениной и «Пикника» в итоговой семерке выглядит несколько экстравагантно, если выразиться не как Трамп, а пополитеснее. Хип-хоп тоже оказался не совсем хип-хопом. От деятельности победителя ST потягивает все-таки номенклатурным душком, и в данной ситуации представленные в номинации и Macan, и Баста имели к жанру, конечно, куда большее отношение.
В «Городском романсе» наградили Михаила Шуфутинского и Mia Boyka с треком «Помада на Щеке». Наверное, это тот случай, когда большой артист всенародно любимого жанра получает приз за довольно дежурный коллаб с мастерицей лепить песенки для вирусных видео. По факту неплохая сделка, но насколько долговечная? Тот ли это редкозем? Впрочем, не каждый «горячий пирожок» сезона обязан претендовать на бессрочную годность. Тем временем в номинации «Танцевальный хит года» академики, видимо, каким-то хитрым методом измерили плясовой потенциал песни Артема Качера «Сердце в Сердце» и назвали ее победительницей. Теперь осталось попробовать под нее станцевать.
Но самый специфический вердикт вынесен, на наш взгляд, в номинации «Песня года». Если бы за псевдофолковую «Матушку» в сервильном исполнении Татьяны Куртуковой проголосовали курортные диджеи, то их выбор можно было бы назвать благодарностью за трек, который их неплохо кормил на убойных танцульках под портвешок или даже шампусик. Но от опытных деятелей индустрии в мантиях академиков хотелось бы, конечно, получить более музыкально осмысленное решение.
* * *
Концертная часть шоу оставила куда меньше сомнений. Голосовали за нее не академики, а обычная публика при помощи аплодисментов и восторженных криков. И того, и другого было в избытке, как и звезд, которые пытались творить на сцене чудеса. Кто-то удивлял живым звуком, кто-то танцами, кто-то смелыми, почти цирковыми трюками.
Люся Чеботина запросто могла вызвать нешуточное головокружение своим полетом на гоночном мотоцикле на фоне экрана со сверкающим тоннелем. Приземлившись, поп-стар вместе со своим балетом устроила впечатляющее, по местным меркам, танцевальное дефиле. На фальшфинале она медленно и томно стянула с упругой груди мотоциклетную куртку, возможно, дав кому-то надежду на откровение в духе того, что устроили на «Грэмми» Канье Уэст и его жена Бьянки Цензори. Впрочем, наши артисты с некоторых пор хорошо знают про не те двери, поэтому одежды на них теперь всегда с запасом.
Кроме Люси Чеботиной в воздухе парили Владимир Пресняков и Нюша в образе Мэри Поппинс — композитор Максим Дунаевский, автор музыки к советскому телехиту «Мэри Поппинс, до свидания», получил на церемонии специальный приз за выдающийся вклад в развитие российской музыкальной культуры, как и композитор Игорь Крутой, чьи заслуги в похожей номинации отмечала несколько лет назад и «ЗД» на своей церемонии ZD Awards. От такой преемственности навернулась даже слеза умиления. Как и от специального приза Диме Билану — «Чемпион радиоэфира», поскольку и в «Итогах «ЗД» его дуэт с Мари Краймбрери It’s My Life был признан читателями «Песней года».
Однако самым показательным стал, пожалуй, полет Филиппа Киркорова. Перед аттракционом поп-стар, обретший стройность под стандарты обложки любого журнала мод, произнес прочувствованную речь о том, как восстал из пепла, «обнуляя ситуацию после известных событий» (приснопамятной «голой вечеринки» Насти Ивлеевой, где, как все уже знают, он вошел в «не ту дверь». — Прим. «ЗД»), «работал, как не в себя»: и песни одна за одной, и фильмы, и телепроекты. Не всем, конечно, так повезло, или, точнее, не всем дали. Но по итогу процесс киркоровского ренессанса увенчался очередной премией «Певец года» и концертным номером на песню «Черная Пантера», где все выглядело по-королевски, поскольку иначе и быть не могло — все-таки из одноименного клипа получился целый фильм вызывающего размаха и помпезности. Так что и концертный номер должен был соответствовать. Филипп встал на платформу, сделанную в виде микрофонной стойки, и полетел на ней, как на ракете.
Можно предположить, что у публики в массе своей нет привычки сразу после концерта старательно искать в Интернете что-то похожее на увиденное. Но если бы кто-то озадачился подбором референсов, то наткнулся бы на номер Эрики Викман, участницы конкурса «Евровидение» этого года из Финляндии. Эрика тоже летает и тоже на микрофонной стойке, в точности напоминающей киркоровскую. Вот буквально днями как летала на национальном отборе. Такой вот упс, I did it again.
Шоу-бизнес, конечно, не совсем та сфера, где имеет смысл оспаривать первенство идей, здесь скорее нужно держать нос по ветру, ловить тренды и действовать по принципу «кто первый встал, того и тапки». В любом случае Киркоров продолжает таким хитрым макаром воплощать, видимо, давнюю мечту «измором взять это «Евровидение». Сейчас, можно сказать, он в каком-то смысле привез его в Москву, причем за два с лишним месяца до того, как оно, собственно, доедет до Базеля с этой финкой. С чем всех нас можно только поздравить.
Юбилей, в общем, удался…