«Оскар» взял курс на ускорение. Церемония уже не растягивается на многие часы. Награды раздали бодро, когда в Москве было раннее утро. Чего не сделаешь ради зрителей, ряды которых в последние годы заметно поредели. Желающих наблюдать за бесконечными трансляциями стало в разы меньше.
Ведущий церемонии Конан О` Брайен появился, как это было в фильме-номинанте «Субстанция», из постаревшего тела, чтобы возродиться к новой жизни. Но было это не наяву, а на экране. Весь вечер он развлекал, шутил, как мог. Большая команда готовила сюрпризы, но главный был связан с результатами голосования и триумфом «Аноры».
Начало ничего хорошего не предвещало. Открывала наградную эстафету номинация «Лучшая роль второго плана», в которой был представлен Юра Борисов. Так что ему не пришлось долго ждать исхода событий.
Победитель прошлого года в этой номинации Роберт Дауни-младший назвал имя нынешнего лауреата. Им ожидаемо стал Киран Калкин, заручившийся обещанием жены в случае победы подарить ему четвертого ребенка.
На церемонию поддержать Юру приехала его жена Анна Шевчук – актриса и однокурсница, мама двух дочек, а теперь еще и агент Борисова. Прилетела из Москвы и Дарья Екамасова, сыгравшая в картине жену олигарха, мать героя Марка Эйдельштейна. И естественно был сам Марк, перед церемонией таскавший с Юрой гигантскую фигуру дядюшки «Оскара», как Ленин на субботнике. Такую фотосессию организовал российским актерам один из американских журналов.
«Анора» была представлена в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший монтаж». В результате награду за лучшую женскую роль получили Майки Мэдисон, сыгравшая работницу стрип-клуба, и четыре Шон Бейкер, поставивший личный рекорд. Он отмечен за режиссуру, оригинальный сценарий, монтаж, а также получил продюсерскую статуэтку за лучший фильм. Их обычно щедро выдают работавшим на картине продюсерам, чтобы никого не обидеть и не распиливать дядюшку «Оскара» на двоих или троих.
Продюсеры говорили со сцены о том, что сняли «Анору» всего за 6 млн долларов в Нью-Йорке. По меркам Голливуда это скромная сумма. Бейкер благодарил во время своих выходов на сцену всю группу и отдельно Юру Борисова и Марка Эйдельштейна. Он признался, что спас свою картину в монтажной, где присутствовали только три человека, из чего следует, что он имел возможность авторского монтажа, никто ему ничего не диктовал, чего не избежать в крупных компаниях. Бейкер повторил отчасти свою программную речь, произнесенную на Independent Spirit Awards, по поводу независимого кино, которое может погибнуть, если мы ничего не сделаем в его поддержку.
В главной номинации конкурентами «Аноры» были «Эмилия Перес» - 12 номинаций, «Бруталист» - 11, «Боб Дилан: Никому не известный» Джеймса Мэнголда – 8. Чуть меньше набрали «Конклав», «Дюна: Часть вторая», «Я всё ещё здесь», «Мальчишки из «Никеля», «Субстанция», «Злая: Сказка о ведьме Запада».
«Конклав» в итоге отмечен за лучший адаптированный сценарий - Питер Строан, «Бруталист» - за лучшую операторскую работу – Лол Кроули, снимавший на старую камеру образца 1950-х. На Венецианский кинофестиваль фильм привозили в 26 яуфах, поскольку снят он на 70 мм пленку, весившую около 140 кг. Режиссер Брэйди Корбет работал над «Бруталистом» семь лет. Это огромное полотно, идущее 3 с половиной часа, о последствиях холокоста, судьбе мигрантов, которые никому не нужны, как скажет герой Эдриана Броуди.
Он сыграл вымышленного венгерского архитектора Ласло Тота, бежавшего в США после Второй мировой войны из Будапешта, и получил «Оскар» за лучшую главную мужскую роль. 22 года назад Броуди сыграл в «Пианисте» Романа Поланского польского пианиста, пережившего ужасы нацизма, и тоже был награжден за эту роль. Теперь Броуди сказал, что ему придется 20 лет доказывать, что он заслужил свой «Оскар».
.
В категории «Лучший международный фильм» тоже ждал сюрприз. Победила не «Эмилия Перес», не «Поток» Гинтса Зилбалодиса, не «Семя священного инжира» опального иранского режиссера Мохаммада Расулофа, а бразильский фильм «Я всё ещё здесь» Уолтера Саллеса, снятый по мемуарам сына бразильского политика Рубенса Пайвы. Его действие происходит в Бразилии в 1971 году во время военной диктатуры. Глава семьи, инженер и бывший конгрессмен Рубенс Пайва, арестован. Семья его больше не увидит. Будет арестована и его жена, которую сыграла бразильская актриса Фернанда Торрес. Она уже получила «Золотой глобус», а теперь уступила пальму первенства молодой актрисе из «Аноры» Майки Мэдисон.
Майки обошла также Синтию Эриво - «Злая: Сказка о ведьме Запада», Карлу Гаскон — «Эмилия Перес» и Деми Мур — «Субстанция». Она благодарила Брайтон-Бич, где проходила часть съемок, секс-работниц, опыт которых оказался бесценен для фильма, и отдельно Деми Мур, мимо которой, вероятно, прошел ее единственный возможный «Оскар».
За «Лучшую женскую роль второго плана» ожидаемо получила награду американская актриса Зои Салдана с доминикано-пуэрториканскими корнями. При этом она благодарила свою аргентинскую бабушку. Зои сыграла адвоката из Мексики, которая помогает главе мексиканского наркокартеля избежать наказания. Салдана уже имеет «Золотой глобус», но плакала, как в первый раз, упоминая свою маму, сестру и любимого мужа.
Тимоти Шаломе, сыгравший Боба Дилана, ничего не получил и опять загрустил. На церемонию он явился в невероятном лимонном костюме и услышал в свой адрес шутку. Засланный в зал казачок Адам Сендлер, презревший дресс-код и появившийся так, как мог бы выйти на утреннюю пробежку, сказал самому молодому номинанту (Шаломе – 29 лет): «Сними этот ужасный костюм. Освободи себя».
Впервые в истории премии победила картина латвийского режиссера. «Поток» 30-летнего Гинтса Зильбалодиса, созданный в копродукции Латвии, Бельгии и Франции, стал лучшим полнометражным анимационным фильмом. Молодой режиссер признался в своей любви к кошкам и собакам.
Фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада» отмечен за лучший дизайн костюмов. Лауреат Пол Тэйзуэлл едва сдерживал слезы и говорил о том, что он первый темнокожий мужчина, получивший награду в этой категории. За грим отметили французскую команду, работавшую на «Субстанции», за звук и спецэффекты - «Дюну: Часть вторую».
Мик Джаггер вручил награду за лучшую оригинальную песню - победила El Mal из «Эмилии Перес», как выяснилась, основанная на болливудской традиции. Какая жгучая смесь – испаноязычный мюзикл про Мексику, снятый французским режиссером с американскими актерами не в Мексике, а под Парижем. Мексиканцы от обиды сделали пародию на него, перенеся действие во Францию и использовали все связанные с ней стереотипы.
Номинантов тоже утешили. Все они получили щедрые подарки. В набор входила элитная парфюмерия, роскошные подушки, а также тур в один из прекраснейших городов мира, скажем в Барселону, причем, со своей второй половиной.
На сцену кинотеатра «Долби», где проходила церемония, вышла целая команда пожарных, совсем недавно спасавшая от огня Лос-Анджелес. Вспомнили и еще одну трагедию. Морган Фримен рассказал о Джине Хэкмене, с которым снимался и который, по его словам, хорошо делал свою работу. Совсем недавно этот мощный артист ушел из жизни при странных обстоятельствах, почти как фараон, унеся с собой в могилу жену и собаку. Дальше последовал длинный список ушедших их жизни кинематографистов, которые тоже когда-то волновались на церемониях «Оскара», пережили взлеты и падения, а теперь стали легендами американского и мирового кинематографа.