Срочные новости раздела
Дон Кихот из прачечной: режиссер Антон Федоров представил спектакль по роману Сервантеса

Дон Кихот из прачечной: режиссер Антон Федоров представил спектакль по роману Сервантеса

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом направлении. А Набоков сразу сориентирует: «Замысел автора, по всей вероятности, таков: следуй за мной, неблагосклонный читатель, который обожает смотреть, как живую собаку надувают воздухом и пинают ногами, словно футбольный мяч: следуй за мной, неблагосклонный читатель, и полюбуйся, в какие изобретательные руки предам я своего смехотворно уязвимого героя»» (авторская пунктуация сохраняется). Федоров, как обычно, сам себе сценограф. На сцене — прачечная с отсеком стиральных машин, где бог и царь ополоумевший Дон Кихот. Необычное пространство также создавали художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Алан Мандельштам, режиссер анимационного кино Надя Гольдман. Именно она придумала воображаемые миры, из которых на человеческий муравейник смотрят мультипликационные гиганты. Но иногда это буквальная иллюстрация монологов, напоминающая роскошный диафильм на простыне.

Антон Федоров способен удивить и испугать более прагматичных коллег своим бесстрашием, чему мы и были свидетелями на одном из первых показов. У кого еще такая буйная фантазия, способная увести в непролазные дебри. А еще он — удивительный синефил, вольно или невольно транслирующий свои киновпечатления.

Дон Кихот у него не столько Джокер из одноименного фильма Тодда Филлипса, всколыхнувшего мир своим провидением, сколько развенчанный персонаж из сиквела «Джокер: Безумие на двоих», только что получившего позорную награду «Золотая малина».

Униженный и оскорбленный способен поднять мир на дыбы, встать на тропу войны, чтобы быть отомщенным. Однако Дон Кихот — не парень из подворотни, а какой-никакой дворянин со своими представлениями о доблести и чести. Жил себе идальго в своем захолустье, зачитывался романами, распалившими его воображение, и пошел ва-банк.

Антон Федоров подхватил тему, о которой вопит мировой кинематограф. Его переработанный Сервантес все равно что Стивен Кинг, его киноадаптация в фильме «Оно», где из канализационного люка вылезает клоун и начинает терроризировать людей, манипулировать их страхами.

Дон Кихот Тимофея Трибунцева — тщедушный человек в современном костюме, потерявший ориентиры, зловещая гримаса человечества. Он живет в псевдореальности, сложившейся в его слабоумной голове, и вообразил себя владыкой земли.

Этот Дон удерживает трепещущих от страха заложников в прачечной. А за ее огромными окнами кипит повседневная жизнь, по колориту напоминающая Гавану. Проезжают мотоциклы, мопеды, периодически врывается парочка карикатурных латиноамериканцев, всегда готовых к бойне. Изъясняются они на тарабарском, а-ля испанском языке.

В прачечную является разносчик пиццы по имени Санчо. Его сыграл Семен Штейнберг. Он в униформе и напоминает Карлсона с накладным животом. Не хватает разве что пропеллера за спиной, но над головами вращаются вентиляторы, заменившие ветряные мельницы, с которыми, как известно, сражается у Сервантеса Дон Кихот.

Шепелявый курьер не ведает страха перед заказчиком пиццы, и он и сразу включается в его безумную игру. Они на одной волне и вместе горы свернут. Сказочные снежные вершины в духе Диснея будут сопровождать их путешествие.

Глядя на Дон Кихота, не сразу поймешь, чем перетянуто его лицо. То ли трубками, поддерживающими жизнедеятельность слабого организма, то ли бинтами. Оказалось, что это бинты, а из ватного тампона под клоунским носом сочится кровь. Идальго размахивает игрушечной саблей, палит из пистолетика, несется на детской лошадке-скакалке, встречает огнедышащего дракона, словно выписанного с празднования китайского Нового года. Взрослый мальчик окончательно заигрался, но наступит момент истины, когда он забьется в пещеру в стене и, подобно старцу-отшельнику, будет сидеть на камне.

Прекрасные и не очень женщины готовы стать его дамами сердца, но рыцарь из Ламанчи верен служению непонятно чему и своей мифической Дульсинее, которую Санчо назовет Тамбовской.

Слухами о безумце земля полнится. И вот уже в прачечную потянулся народ, любители остренького — некто Герцог по имени Денис (Алексей Чернышов), понятно, что бандит с деньгами, его задорная спутница Герцогиня (Анастасия Светлова) в сопровождении охраны. Роскошная дама откровенно потешается над Дон Кихотиком, но ему этого не понять. Он ослеплен ее мнимым величием.

Невозможно отделаться от ощущения, что на сцене собрались Акакий Башмачкин, Шариков, мадам Бовари, ее супруг Шарль. Антон Федоров любит работать с постоянной командой, понимающей его с полуслова. К Семену Штейнбергу, сыгравшему Шарля в «Мадам Бовари» в театральном агентстве Леонида Робермана, несколько ролей в «Шинели» в «Пространстве «Внутри», Наталье Рычковой — Хозяйке в «Шинели» и Эмме Бовари, Сергею Шайдакову — Башмачкину, примкнул Андрей Максимов — Шариков из «Собачьего сердца» МТЮЗа. И они устроили фирменную федоровскую камарилью.

Если Сервантес написал пародию на рыцарский роман, то Федоров ее преумножил, наполнил пеной дней. Это могло быть блестяще, но получилось тяжеловесное зрелище, рассыпающееся на осколки злободневных ассоциаций, дребезги вместо послания человечеству.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...