Последнее время в сети стали активно распространяться слухи о возвращении иностранных брендов на российский рынок. Оптимизм оказался столь велик, что в правительстве даже заговорили об условиях, на которых этому бизнесу позволят возобновить работу. Власти о необходимости руководствоваться национальными интересами. Например, первый вице-премьер Денис Мантуров обещает, что каждый подобный случай будет рассматриваться отдельно. А сотрудничать станут только с теми, с кем России будет выгодно это делать. Главным условием возобновления сотрудничества называют снятие санкций. Однако официальной информации о том, кто кто-то и правда готов снова работать в России пока нет. Кому пророчат скорое возвращение и как дела обстоят в действительности — разбиралась «Лента.ру».
Толчком для разговоров о том, что многие компании могут вернуться на российский рынок стали недавние переговоры США и России в Эр-Рияде. По мнению специального представителя президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Бориса Титова, санкции едва ли сразу снимут, но их дух увянет, а сами ограничительные меры прекратят толковать расширительно. Как следствие, у России появился повод ждать возврата иностранных брендов. С похожим прогнозом выступила российская платформа для развития бизнеса Kokoc Group. Ее эксперты предположили, что в 2025 году в РФ вернутся до 350 иностранных компаний.
Фото: Evelyn Hockstein / Pool / Reuters
Не менее оптимистичен и руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, который ожидает возвращения компаний из США в Россию уже во II квартале 2025 года. Это окажется непросто, так как в некоторых нишах уже расположился или отечественный производитель, или его коллега из дружественного государства. В российском Минпромторге вопрос, видимо, и вовсе посчитали уже решенным, так как заявили, что не намерены как-то поощрять или стимулировать возвращение брендов.
Куда сдержаннее высказался пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В начале недели он сказал, что в Кремле ничего не знают о планах заграничных компаний снова расположиться на российском рынке. А первый зампред правления банка ВТБ Дмитрий Пьянов сказал, что там не видят никаких признаков скорого возвращения западных брендов в Россию.
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Спустя несколько дней риторика немного поменялась. В пятницу, 21 февраля, президент России Владимир Путин подчеркнул: возвращение на российский рынок иностранных брендов нужно проработать тонко и аккуратно. Он отметил, что у отечественных фирм должно быть преимущество. «Я прошу правительство подумать на тему, как нам отрегулировать взаимодействие наших предприятий и предприятий наших конкурентов с тем, чтобы обеспечить национальным производителям определенные преимущества», — объявил он. Возвращение на рынок для тех, кто хочет вернуться, можно отрегулировать, подытожил глава государства.
В свою очередь первый вице-премьер Денис Мантуров указывает, что иностранные компании смогут вернуться в Россию только после снятия западных санкций. Случай каждой отдельной компании будет рассматриваться в зависимости от того, какую выгоду принесет России ее возвращение на рынок, добавил он.
Мы будем рассматривать возвращение тех, кто убежал, так же пристально, как они это сделали в 2022 году. Мы будем рассматривать каждый случай в отдельности. И с тем, с кем нам выгодно сотрудничество, мы будем находить решение
Впрочем, пока кто-то рассуждает в РФ о возвращении иностранных брендов с неубедительным равнодушием (а то и откровенным недружелюбием), есть специалисты, которые хотели бы именно такого развития событий. Например, Союз торговых центров (СТЦ), призвавший восстановить в стране продажу западных марок одежды. Речь идет о Uniqlo, H&M и Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear). Оказалось, что тот набор компаний, который представлен в ТЦ сегодня, не справляется с требуемым объемом продаж.
Попытка лидеров рынка заменить ушедшие компании другими брендами потерпела фиаско.
К счастью для СТЦ, теперь у него есть повод для приятных надежд. Появилась информация, что популярные бренды одежды, включая Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe, изучают возможность вновь занять место на российском рынке.
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Если верить некоторым новостям, то они изучают ситуацию, поднимают архивы и документы, чтобы в случае изменения политической ситуации оперативно распахнуть в РФ двери магазинов. Например, группа Inditex будто бы уже в частном порядке ведет переговоры по этому вопросу. В аналогичном ключе, насколько можно судить, уже действует японская компания-производитель одежды UNIQLO.
Но пока никаких официальных заявлений, сроков или условий.
Многие с интересом отнеслись к новостям и о возможном возвращении в Россию иностранных производителей фастфуда и прочей пищи. Например, это касается сети ресторанов быстрого обслуживания Subway. Есть сведения, что этот бренд возобновил сотрудничество с российскими партнерами. Ранее те были вынуждены отказаться от популярного названия и превратились в «Сабфреш».
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Кроме того, появились прогнозы о втором пришествии McDonald's, а вместе с ним PepsiCo и Coca-Cola. Последняя, как сообщается, уже готовится явить себя россиянам и уже даже начала вести внутреннее обсуждение работы на рынке РФ. В частности, западный гигант размышляет, что ему делать с местными конкурентами.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Ну а те, в свою очередь, оценили зловещую перспективу и выступили с жесткими заявлениями. Например, глава ГК «Черноголовка» Алексей Четвергов напомнил западным коллегам, что Россия «не проходной двор» и что если «один раз вышел — больше не зайдёшь». Как такую систему ниппель оценила сама Coca-Cola, пока неизвестно.
Еще один бренд, который заподозрили в намерении возродить свой бизнес на территории России, оказалась сеть кофеен Starbucks. Если верить некоторым источникам, то руководство этой компании уже присматривается и приценивается к некоторым торговым точкам.
У нас страна — не проходной двор! Один раз вышел — больше не зайдёшь!
Что касается уже упомянутого McDonald's, то, как напомнили экономисты, он может начать работу в России через несколько месяцев после отмашки из Белого дома. Дело в том, что этот фастфуд удалился с правом вернуться. Иными словами, когда придет время, он сможет выкупить то, что было продано в России. На все про все может уйти несколько месяцев.
Похожая ситуация наблюдается на автомобильном рынке. Причем тут даже прозвучали официальные заявления. Например, со стороны Renault. Генеральный директор этой компании Лука де Мео не исключил ее возвращения в Россию. Деликатно уточнив, что его фирма предпочитает строить будущее, а не наверстывать упущенное в прошлом, он пообещал, что если Renault увидит бизнес-возможность, то непременно ею воспользуется. Однако, как сказал потом мэр Москвы Сергей Собянин, западный топ-менеджер возвращения «может, и не исключает, но вряд ли ему что-то тут светит».
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
В Национальном автомобильном союзе полагают, что проще всего будет вернуться таким зарубежным брендам, как Hyundai и Kia. Есть основания полагать, что этим автобрендам сильнее прочих хочется выйти к российскому покупателю. По прогнозам, если санкции снимут, то первые официальные автомобили Hyundai и Kia появятся в нашей стране через полгода. В какой-то момент появились сведения, что в концерне Hyundai Motor Group уже начали рассматривать возможность возвращения и выкупа завода в Санкт-Петербурге. Однако позже компания опровергла эту информацию.
Если Renault увидит бизнес-возможность, то непременно ею воспользуется.
Что касается западных марок, то здесь перспективнее всего выглядят позиции BMW, которая покидала Россию без большого энтузиазма. По словам руководителя консалтинговой компании Schneider Group Ульфа Шнайдера, Mercedes и BMW могут вернуться на российский авторынок уже в 2025 году.
Куда менее обнадеживающей выглядит ситуация с возвращением в Россию платежных систем Visa и Mastercard. С одной стороны, есть заявление главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, который считает, что обе эти системы хотели бы начать работу в РФ. Впрочем, россияне, по его словам, уже привыкли к картам «Мир», а Национальная система платежных карт (НСПК) оказалась технологичной и эффективной. Однако для отправки платежей в Европу или США Visa и Mastercard нужны, как и прежде.
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
С другой стороны, есть Банк России, который не торопится делать оптимистических заявлений. Глава Банка России Эльвира Набиуллина проинформировала, что ни Visa, ни Mastercard не обращались к регулятору по этому поводу. Преждевременным считают обсуждение этого вопроса и в Совете Федерации.
Что касается вопроса о возвращении в РФ брендов бытовой и прочей техники, то об этом размышляют не только местные оптимисты, но и заграничные реалисты. Например, южнокорейское издание Yonhap всерьез проанализировало соответствующие перспективы Samsung и LG. Обе, если верить данному СМИ, пристально следят за возможностью отмены санкций в отношении России.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
По данным Online Market Intelligence (OMI), ведущей российской исследовательской компании, Samsung Electronics удерживала за собой первое место в рейтинге самых любимых брендов с 2011 по 2019 год, также высокие позиции заняла компания LG Electronics. Однако после начала конфликта на Украине рыночная доля корейских компаний, таких как Samsung Electronics и LG Electronics, резко сократилась. Но даже если санкции будут сняты, маловероятно, что корейские компании смогут восстановить былую долю рынка в сегменте бытовой техники.
Заявления о возвращении звучат и в отношении Apple, которая, впрочем, и не стремилась разорвать все связи с Россией. Поводом для новых оптимистичных прогнозов стала информация о том, что Роспатент зарегистрировал в России права Apple на товарный знак M3, относящийся к семейству ее фирменных процессоров. Есть мнение, что таким образом цифровой гигант прощупывает российскую почву.
В беседе с «Лентой.ру» депутат Госдумы Оксана Дмитриева предположила, что первыми в Россию вернутся те, кто «уходил наполовину», оставляя за собой полуоткрытую дверь. Речь идет о тех, кто сохранил право обратного выкупа. Если же говорить о странах, то быстрее прочих в РФ обоснуются компании из государств, находящихся в орбите США. А это Япония и Южная Корея.
«Массовое возвращение иностранных брендов позитивно воспримут некоторые категории потребителей, например автомобилисты, которые не удовлетворены качеством отечественных и китайских заместителей», — сказала Дмитриева. Кроме того, будет позитивный эффект от возвращения сервисных компаний, а значит, роста доступности запасных частей и комплектующих. Однако парламентарий опасается, что возвращение иностранных компаний подорвет эффект импортозамещения и обесценит инвестиции в создание и расширение отечественных производств и услуг. «Поэтому политика вынужденного протекционизма должна быть продолжена в форме эффективного целевого протекционизма», — убеждена депутат.
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Однако член Генерального совета «Деловой России», генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт» Олег Николаев отнесся к рассуждениям о возвращении в РФ иностранных брендов резко скептично. По его словам, такие разговоры страдают дефицитом логики. «Грубо говоря, люди проецируют возможную ситуацию прямо на сегодняшний момент, как он есть. А это невозможно. Трамп при всей его декларируемой идейной близости к нашему Президенту еще не завершил ту «сделку» с Россией, которая у него в голове. Обозрима ли перспектива завершения – сие от нас скрыто. Ну а когда у Трампа «щелкнет» в голове, что уже можно, его западные коллеги, разумеется, обновят свои бизнес-планы с учетом России», — призвал не забывать он.
Он убежден, что рассуждать о перспективах возвращения нужно по отраслям. Следует смотреть, кто стремится обратно, и вести себя так, чтобы не навредить тем своим, кто уже успел подняться. «Но разговор должен быть именно предметным. А пока что сплошная дележка шкуры неубитого медведя, фантомные боли и фантомные радости», — подчеркнул он.
С сомнением оценивает перспективы доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Она считает, что в ближайшем будущем возвращения каких-либо брендов ждать не стоит. Более того, многие западные компании продали свой бизнес, поэтому для них даже чисто гипотетический заход на российский рынок сильно осложняется.
Российский рынок уже не тот, что в 1990-е годы, когда зайти мог, кто хотел. Появилось много своих брендов, и отношение людей стало другим.
Не испытывает большого оптимизма и главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. Он полагает, что до начала отмены санкций ожидать каких-то реальных шагов от западных компаний сложно. А пока, судя по новостям, страны ЕС, наоборот, планируют в ближайшее время дальнейшее их ужесточение. «Это означает, что подход компаний из США, Японии и Кореи в перспективе может быть более проактивным и отличаться от действий компаний из стран Европы», — сказал экономист.
Копейкин считает, что потенциальный интерес к нашему рынку у компаний из недружественных стран огромен. Но определять, кто вернется, а кто нет, в первую очередь будут потребители, голосуя рублем. Хотя, если возвращение состоится, то в первую очередь выиграет от этого рядовой россиянин. Выбор станет шире, и это скажется на ценах. Причем речь не только о потребительских товарах, но и об инвестиционных. Кроме того, для ряда отраслей приход западных компаний будет означать ужесточение конкуренции. А значит, появятся стимулы производить эффективнее и дешевле.
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
По словам доцента кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасии Прикладовой, в возвращении на российский рынок сильнее прочих заинтересованы компании, работающие в сегменте общественного питания, консалтинга и финансов. В то же время товары, поступающие по параллельному импорту, и так приносят доходы производителям.
«Для россиян более выгодным окажется возвращение тех компаний, продукция которых требует послепродажного обслуживания (электроника, бытовая техника, автомобили)», — сказала она. При этом Прикладова уточнила, что массовый уход зарубежных компаний из России был вызван прежде всего введением антироссийских санкций и давлением на бизнес со стороны правительств. Разрушение этих барьеров, а также проблем с международными расчётами будет способствовать возвращению иностранных компаний. Но на фоне принятия Евросоюзом очередного пакета антироссийских санкций перспективы устранения всех ограничений весьма туманны.
Естественно, что уход из России отразился на финансовом благосостоянии некоторых компаний. Так, например, финская авиакомпания Finnair потеряла 130 миллионов евро, а ее траты на закупку топлива в общей структуре расходов выросли с 30 до 55 процентов. Другая финская компания Zsar и вовсе разорилась после закрытия границ для россиян.
после ухода из России
В то же время, по информации Венского института международных экономических исследований, за последние два года из России полностью удалились лишь 9,5 процента иностранных компаний, а 32,2 процента сократили свою деятельность. По другим данным, с марта 2021 года по март 2024 года количество зарегистрированных в России юрлиц с иностранным участием упало на 34 процента.
миллиардов долларов потеряли компании США, ушедшие из России.
По словам Кирилла Дмитриева, уход американских компаний обернулся для них значительными финансовым потерями, которые превысили 300 миллиардов долларов. В ходе переговоров в Эр-Рияде он объяснил, что основные убытки пришлись на IT и медиа (123 миллиарда), потребительский сектор и здравоохранение (94 миллиарда), финансовые компании (71 миллиард), промышленность (26 миллиардов) и энергетику (10 миллиардов).