Использование специальных технологий, которые при выявлении алгоритмов и запросных слов, часто использующихся в речи мошенников, будут предупреждать пользователей об опасности, может стать одной из заметных мер борьбы с киберпреступлениями. К такому выводу на состоявшейся в Екатеринбурге в ходе Уральского форума «Кибербезопасность в финансах» пленарной дискуссии «Противостояние кибермошенничеству: консолидация усилий», пришли глава Центробанка Эльвира Набиуллина, руководитель Минцифры Максут Шадаев и создатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.
В качестве примера участники панельной дискуссии привели сервис Т-Банка «Защитим ли вернем деньги», который способен выявлять мошенников с помощью ИИ непосредственно в момент разговора. Подключение этой услуги гарантирует возврат украденных средств.
Евгений Касперский отметил, что люди сегодня соглашаются на использование технологий для анализа звонков, чтобы защищать от мошенников себя самих и наиболее уязвимых близких — родителей, бабушек и дедушек.
Он пояснил, что пользователю не все равно, если его переписку или телефонный разговор прослушивает другой человек. Но если это делает ИИ ради обеспечения безопасности, люди, как правило, дают согласие на доступ к своим разговорам.
Максут Шадаев подчеркнул, что взамен согласия на расшифровку разговора с помощью специального алгоритма люди получают гарантии компенсации украденных денег.
Он уточнил, что если технические меры не сработали, банк 100 процентов компенсирует потери клиента.
При этом алгоритмы никуда не передают расшифровку, но определяют мошеннический звонок и прекращают его. На экране появляется уведомление, предупреждающее, что клиенту звонили аферисты.
«С этого, может быть, и можно начать. Да, согласие человека, возможность использования такой технической фильтрации сообщений. Именно добровольно, а потом посмотреть, как это пойдет», — подытожила разговор Эльвира Набиуллина.