Срочные новости раздела
Гнесинка празднует 130-летие: ректор Александр Рыжинский рассказал, как здесь хранят верность традициям

Гнесинка празднует 130-летие: ректор Александр Рыжинский рассказал, как здесь хранят верность традициям

Несколько лет назад на одном из официальных мероприятий в училище Гнесиных (ГМУ) тогдашний его директор Татьяна Барер, обращаясь со сцены к студентам, оговорилась, назвав Гнесинку «Российской академией имени музыки». Случайная ошибка вызвала у всех улыбку — не насмешливую, ведь все прекрасно понимали, что отчасти и правда учатся в академии имени ее величества Музыки, которой основательница Гнесинки, Елена Фабиановна, верно и преданно служила. И все, что ею создано, было на благо музыкального искусства и образования.

Невероятная влюбленность в музыку всего семейства Гнесиных поспособствовала быстрому росту популярности школы. Ее основатели в прямом смысле жили на работе. Их квартира, расположенная прямо в здании академии, теперь превращена в музей, куда ежегодно в сентябре водят на экскурсию всех первокурсников. Святое! Да и сейчас принято говорить «Гнесинский дом» о своем учебном заведении.

Только вдумайтесь в цифру: 72 (!) года Елена Фабиановна Гнесина бессменно возглавляла учебные заведения, занимаясь не только педагогической деятельностью, но и административной. Но школа не была «женской»: Михаил Гнесин был учеником Римского-Корсакова, имел композиторский талант и создал здесь отдел композиции и теории музыки. Подробнее об истории учебного заведения рассказал Александр Рыжинский, ректор РАМ имени Гнесиных:

«Их заслуга состоит в становлении и в государственном статусе той системы, которую создавали не только Гнесины, безусловно. Но именно их семья фактически сделала систему обучения школа—училище—вуз государственной. Елена Фабиановна общалась с Луначарским, наркомом просвещения, и во многом он стал адептом ее взгляда на музыкальное образование».

Но третьей ступени изначально не было, ведь тогда уже были консерватории в Санкт-Петербурге и в Москве. Она появилась позже, в 1944 году. Так сформировался «Гнесинский комбинат», из которого выпускались прекрасные музыканты-исполнители, исследователи и — важно! — педагоги. На этом здесь всегда был особенный акцент.

Однако Гнесинка сегодня — это не школа исключительно музыкальных педагогов, как принято считать с советских времен (ранее заведение именовалось музыкально-педагогическим институтом). Охват музыкальных специальностей в академии самый крупный в России, вплоть до таких необычных и современных специальностей, как медиакомпозиция. Но здесь хранят верность традициям и по-прежнему делают упор на умение зажечь любовь к музыкальному искусству и у тех, кто собирается связать свою жизнь с музыкой профессионально, и у тех, кто в свое время прошел мимо музыкальной школы.

Гнесинку отличают принципы, заложенные семьей основателей:

«Бесшовность» образования. Речь идет о преемственности музыкальных программ. Сама Елена Фабиановна хотела сделать так, чтобы ребенок, независимо от того, где живет, получил качественное музыкальное образование, имел равные возможности со всеми при поступлении в любой музыкальный вуз: «В какой-то степени я и сам состоялся благодаря этой системе, — делится Рыжинский. — Окончив музыкальную школу и музыкальное училище в Омске, приехал поступать в академию Гнесиных и продолжил обучение уже здесь. Рисков в моей жизни не случилось, так как было единство музыкальной образовательной программы».

Семейность. Доверительное отношение между педагогами и учениками свойственно многим вузам. Но зачет и экзамен, важные и зачастую страшные для многих студентов процедуры, здесь принято превращать в праздник — подведение итогов проделанной работы, выявление достоинств и подсказки, куда стоит обратить особенное внимание. Все это за чашкой чая с любимыми педагогами у рояля.

Демократизм. Педагогическая практика — обыденное явление. Но Гнесинке в свое время пришлось хлебнуть негатива и упреков в том, что педагоги доверяют старшекурсникам работать с младшими. Как так?! Могут ли одни студенты вести занятия у других? Вполне! Ведь именно этого и добивалась в свое время сама Елена Фабиановна: так педагоги могут воспитать своих «наследников» и четко знают, в чьи руки перейдет Гнесинский дом: «Сам этим пользуюсь и вижу в этом проявление преемственности, — рассказывает Александр Сергеевич, — когда ты понимаешь, кто придет к тебе на смену, и даже можешь заранее спланировать».

Работают ли эти принципы, доказывают фамилии выпускников Гнесинки. Арам Хачатурян — уверены, что у вас в голове уже зазвучали темы из его знаменитого балета «Спартак», — один из первых студентов только что открытого на тот момент Михаилом Гнесиным класса композиции. Михаилу Фабиановичу низкий поклон за возможность наслаждаться музыкой Тихона Хренникова, который по окончании школы написал именитому преподавателю письмо с вопросом, выйдет ли из него композитор в будущем. Ответ последовал теплый, с рекомендацией поступать в училище. Страшно себе представить тот факт, что могли бы вовсе не родиться любимейшие песни о столице — «Московские окна» (те самые, с «негасимым светом», яснее которого нет) или та, что «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве».

«Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят» — так писал будущий гений киномузыки Микаэл Таривердиев домой отцу после поступления в Гнесинку. Сложно вообразить себе нашу жизнь без музыки к «Семнадцати мгновениям весны» и Новый год без темы «Снег над Ленинградом» из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Хотя, безусловно, не кинематографом единым славен композитор — востребованы его органные сочинения, камерная музыка и многое другое.

Красный диплом Гнесинки есть у Филиппа Киркорова, который учился на отделении музыкальной комедии. Однако здесь гордятся не только выпускниками, которые связали свою судьбу с музыкой. Кто знает, раскрылся бы так актерский талант Валерия Гаркалина, если бы не факультет кукольного искусства, которым во времена его учебы там руководили лучшие кукольники Советского Союза Леонид Хаит и Сергей Образцов?

Певица Людмила Зыкина, дирижер Владимир Федосеев, композитор Давид Тухманов, Иосиф Кобзон и многие другие — все они гордость Гнесинки. Многие из них действительно стали не только прославленными музыкантами-исполнителями, но и настоящими наставниками, как например Александр Градский и Дима Билан (выпускник не академии, а музыкального училища).

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

Спектакль идет четыре с лишним часа. Не каждый современный зритель способен столько продержаться. Ощущения сродни тем, что испытываешь на фильме «Трудно быть богом» великого Алексея Германа по
подробнее...

Я хотел бы рассказать о знакомстве с одним из самых закрытых и уважаемых музыкантов легендарной группы Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом.В конце 80-х — начале 90-х я создал в Англии совместную
подробнее...

Начиная с «Молодой гвардии», когда она 18-летней снялась у Герасимова. А потом не снялась, когда в «Тихом Доне» просто для всех она должна была сыграть Аксинью, но великий режиссер взял другую
подробнее...

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире
подробнее...

— Юбилей отметила хорошо: получила очень много поздравлений, — говорит Валентина Илларионовна. — К своей дате никак не отношусь. Жила и жила, а потом вдруг эта дата. Я пришла в ужас.— Почему в ужас?—
подробнее...