Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». На данном этапе уже не звучит вопрос, неужели в СПР ныне живущих классиков, состоявших в других Союзах по двадцать-тридцать лет, будут принимать «с нуля», которым еще недавно «бурлили» соцсети, — разработано «Положение об упрощенном и общем порядке принятия в СПР членов других Союзов».
«Не понимаю, с чего вдруг наш съезд вызвал такой необыкновенный ажиотаж», — сказал в беседе с корреспондентом «МК» поэт, член правления, секретарь Союза писателей России Александр Бобров.
— Александр Александрович, считаете ли вы оправданными прогнозы, что второй по численности Союз российских писателей как минимум частично вольется в Союз писателей России (в СМИ тиражировались слухи, что СРП и СПР объединятся)? Мы семимильными шагами идем к построению единого и могучего СП?
— Что значит «вольется»? Писательство дело персональное. Каждый сам для себя должен решить, а технические вопросы мы решим. В недавно опубликованной статье я сравниваю Союз театральных деятелей и Союз писателей. Посмотрите, какие суммы получают театры и сам СТД, а у СПР после оплаты «коммуналки» и двух расходов остается из всех взносов 23 тысячи рублей с копейками. Но это потому что они — все вместе, а мы разделены на несколько организаций.
— Николай Иванов был избран председателем СПР в 2023 году на пять лет, почему обсуждается смена председателя? И почему все уверены, что его сменит Мединский?
— А почему вы решили, что вообще будут менять председателя? И что им точно станет Мединский? Принял ли это решение сам Владимир Ростиславович, я не знаю. Он на той неделе обещал встретиться с правлением и писательским активом, но не пришел (по состоянию на 10 февраля встреча не состоялась. — И.В.). А я еще переживал, что улетел в Сочи и пропущу это событие.
Здесь же нужно хоть чуть-чуть разбираться во властной и писательской кухне. На ваш личный взгляд, быть председателем РВИО и помощником главы государства, вести переговоры с Украиной в Стамбуле, например, а потом стать председателем общественной организации, это что, повышение?
— Хорошо, но вот у нас проходит съезд. И озвучивается его кандидатура. Поддержат ли ее делегаты съезда?
— Все зависит от программы, от того, что претендент на пост предлагает. Вопрос об обновлении руководства в Союзе возникал и раньше. В наших рядах был великий классик Валентин Григорьевич Распутин, принимавший активное участие в жизни СПР.
Но когда ему предложили стать председателем, Распутин категорически отказался, потому что, во-первых, человеку нужно писать, во-вторых, не каждый хочет на себя эту ношу взваливать, а в-третьих, не каждый сможет заниматься платежами, придумывать, где достать деньги, чтобы заплатить за уборку снега, и так далее.
Писатели не выбирают в лице главы СП «первого творца», но избирают того, кто может Союз вести, приносить благо всем, решать организационные вопросы, помимо творческих.
Георгий Мокеевич Марков (прозаик, драматург, военкор, председатель правления Союза писателей СССР в 1986–1989 гг. — И.В.) был первым писателем, что ли? Пока по его книгам фильмы не сняли, его и не знал никто, но он успешно возглавлял Союз писателей, и при нем он стал «министерством литературы».
Вот тогда в плане привилегий и авторитета любой рядовой сотрудник отдела культуры ЦК КПСС или даже помощник Генерального секретаря за честь посчитал бы стать во главе Союза писателей. Потому что, повторюсь, это была государственная структура. А общественную организацию, куда входят восемь тысяч полуголодных литераторов, не знаю, кому захочется возглавлять.
У нас со времен перестройки начались рассуждения в духе «кого назначат?», «кого Кремль выдвинет, кого поменяет?». Важно, чтобы в итоге писатели могли работать, ездить, выступать перед народом, издавать книги, как это было. Но я рад, что литературой заинтересовались, судя по всему, на самом верху.
Дробление на Союзы исчерпало себя: один «патриотический», другой «либеральный», третий «по национальному признаку», не будем говорить, какому.
А мы все были в одном Союзе, например, я очень дружил с Риммой Казаковой (с 1999 года и до конца жизни знаменитая поэтесса-шестидесятница была первым секретарем Союза писателей Москвы). Я возглавлял Московское отделение Союза писателей России и ей говорил: «Ну чего нам делить? Ты была моей начальницей, в партию вступила чуть ли не с моей рекомендацией». Да она сама перед смертью понимала бессмысленность разделения!