Срочные новости раздела
Литовский режиссер Бартас и дочь русской художницы из Вены почувствовали дым отечества

Литовский режиссер Бартас и дочь русской художницы из Вены почувствовали дым отечества

«Возвращение в семью» Шарунаса Бартаса  участвует  в секции «Большой экран», а это значит, что  картину будет оценивать большое зрительское жюри.  Победитель  получит  поддержку в прокате в Нидерландах. 

Фильм снимался долго, и как признался Бартас, появился с третьей попытки. Шарунас сам заговорил на больную тему, связанную с трагической потерей в 2021 году дочери  Ины Марии Бартайте. Она родилась в браке с  российско-французской актрисой Катей Голубевой, снимавшейся не только у Шарунаса, который ее открыл, но  и у французских мастеров  - Клер Дени, Брюно Дюмона, Леоса Каракса.  Катя  Голубева  погибла в 2011 году во Франции при трагических и туманных обстоятельствах. Ей было 44 года. 

В своей картине «Покой нам только снится» (Литва-Франция), премьера которой состоялась в 2015 году в  «Двухнедельнике режиссеров» на  Каннском кинофестивале, Шарунас сыграл 50-летнего героя, приехавшего  в деревенский дом с 16-летней дочерью и своей новой подругой. Девочку сыграла Ина Мария Бертайте.  Это был ее дебют в кино. На премьере в Каннах отец и дочь едва сдерживали слезы, поскольку картина была очень личной для них и посвящалась Кате Голубевой. 

В 2015-м 19-летняя Ина Мария Бартайте приезжала на фестиваль «Киношок» в Анапу с фильмом «Покой нам только снится». Она тогда только поступила в Вильнюсский университет, готовилась изучать  французский язык,  мечтала поступить в европейскую киношколу.  

Ина Мария рассказывала в Анапе: «Это реальная история про мою маму, и монолог моего отца не был придуман. Наш диалог был снят за  день. Я не хотела говорить, все время плакала, а отец просил рассказать о том, что важно для меня. Это его личное  высказывание. А герои, которых вы видите, – деревенские люди,  не актеры. Они живут  недалеко от нашего дома».  

Возможно, что фильм «Возвращение в семью», который так долго рождался, тоже стал своего рода терапией для Шарунаса. Он начинал снимать его с дочерью, но Ина Мария погибла, когда ехала в темное время суток на велосипеде к дому своей бабушки в Вильнюсе. Ее сбила машина, за рулем которой находился сын какого-то политика. Что тогда произошло? Кто виноват?  Все утонуло в предположениях. Фильм не состоялся, но это была совсем другая история, совсем не та, которую мы увидели в Роттердаме. 

Потом была еще одна попытка снимать,  но ничего из этого не получилось, поскольку боль не утихала. И только теперь появилось  «Возвращение в семью», снятое  в литовской деревне с участием непрофессиональных актеров, за исключением двоих профессионалов.  Съемки проходили в разное время года, но на экране только ранняя осень, тревожное  межсезонье.  Актрису на главную роль Шарунас  нашел в той же деревне, где готовился снимать кино. Она очень молода, естественно,  непрофессиональная актриса, тем удивительнее, что смогла  так мощно сыграть  сцену отчаяния своей героини, танцующей в одиночестве после похорон бабушки. 

Симона – так зовут главную героиню - уехала из родной деревни в лучшую жизнь. Особого желания возвращаться у нее не было. Близости с родителями нет. Они пьющие люди, и о дочери не вспоминают. Узнав о  болезни бабушки, Симона приезжает в деревню, чтобы  с ней проститься. Она единственная тут не из царства тьмы, светлая душа. 

Отец начинает приставать к дочери. Она же такая молодая. Его речь – это поток бранных слов. Люди в деревне, а они литовцы, не русские, изъясняются исключительно матом, который европейские зрители не смогли считать. Все разговоры о чем-то незначительном. Люди   утратили возможность любить, чувствовать, нормально разговаривать. Они могут только пить. 

Проводы бабушки в последний путь, печальные сельские похороны выльются в пьяное застолье. Встреча с друзьями тоже  превратиться  в пьянку в обшарпанном жилище. Из этой  бездны  надо только бежать и никогда не возвращаться. Шарунас Бартас словно бы вернул в 90-е, но все происходит в наши дни и так безнадежно. 

Начав вполне бытовое повествование, он удивил тем, что нет  привычной для него вертикали (горизонтальное кино Шарунас  в принципе не снимает), нет разговора с богом.  Но потом  он выйдет на  другой уровень, поднимется на ту метафорическую высоту, за которую мы и ценим его кинематограф. 

В основном конкурсе участвует картина «Перла» дебютантки Александры Макаровой, созданная в копродукции Словакии и Австрии. Perla – имя главной  героини, а не жемчужина, как можно было предположить до просмотра. 

Александра Макарова родилась в 1985 году в Чехословакии. Вместе с мамой, русской художницей Сашей Макаровой, она  позднее переехала  в Вену, где  окончила киношколу и теперь представляет  свой первый фильм на одном из главных дебютных фестивалей мира. 

Ее героиня Перла Адамова – тоже художница из Чехословакии, когда-то нелегально попытавшаяся пересечь границу Австрии вместе с отцом  будущей дочери.  Перла была  беременна, и  опытный пограничник  сразу это понял, что  его не остановило, а ее не спасло  от  насилия. У молодого пограничника  свой кураж – продемонстрировать власть,  изнасиловать женщину на глазах у ее спутника, который не в силах ей помочь. 

Этот ужас  навеки с Перлой, хотя она освоилась в Вене. Ее картины покупают и выставляют. В них есть нечто трагическое и потаенное.  Перла  встретила приличного человека, ставшего ее мужем. У них хорошая семья.  Дочь выросла, учится музыке. Но прошлое дает о себе знать.

Отец девочки, живущий в Чехословакии, добивается с ней встречи, сообщает Перле, что болен, хотя это всего лишь уловка. В начале 80-х  семейство Перлы  отправляется в социалистическую Чехословакию. На экране  - убогая, безрадостная  страна. Люди бедно одеты, и Перла в роскошном белом пальто выглядит белой вороной среди них. В  магазинах  очереди.   

В то же самое время и еще в совсем юные годы мне удалось посетить Чехословакию, показавшуюся тогда  оплотом  благополучия  и свободы.   Удивляло все: бурная жизнь улиц,  молодежь, сидевшая с гитарами прямо на булыжной мостовой,  одетая совсем не так, как было в СССР, необычные спектакли, совсем других жанров, каких у нас не было.  А уж магазины по советским меркам были просто великолепны.  Но в фильме мы видим совсем другую страну глазами героев. 

Дым отечества окажет на нее гипнотическое действие. Странное впечатление производит сцена, когда Перла  в скверной столовой начнет набивать  рот  привычной с детства едой,  словно  не может  насытиться.  Осталось только поцеловать землю. 

На этом сюрпризы не закончатся. Перла отправит мужа с дочерью в Вену, а сама отправится в родную деревню навестить дом родителей, которых давно нет.  Финал окажется трагичен. Перла пройдет череду унижений, физических в том числе. Земляки ей отомстят. Дальше последуют арест и тюрьма.  Хороший актерский состав смягчил  жесткую режиссерскую буксировку. Это еще одно напоминание о том, что не стоит возвращаться к былым возлюбленным  и дважды вступать в одну воду. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...