Срочные новости раздела
Владимир Панков поставил культовую повесть Карена Шахназарова

Владимир Панков поставил культовую повесть Карена Шахназарова

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире театра. Сюда пришли артисты «Современника», где Владимир Панков ставил, а теперь еще и «Ленкома», где он будет ставить и руководить. В первых рядах — президент театра Марка Захарова Марк Варшавер, продюсер Валерий Янклович, актеры Иван Агапов и Дмитрий Певцов. Не встречающиеся теперь под крышей «Ленкома», они собрались под крышей маленького театра Панкова.

Зал длинный, узкий, зрители, разместившиеся на четырех рядах, взглядом упираются в серый бетонный забор, составленный из пяти секций, — такой забор можно повсюду встретить в Москве. Эта невзрачная, казалось бы, промышленного назначения декорация (художник Максим Обрезков) окажется легкой и многофункциональной. Секции разъезжаются, разделяя узкое пространство сцены на комнаты, редакционные кабинеты, улицы. Они же становятся экраном, а рифленая поверхность забора с кадрами из советской истории придаст нашей истории нечеткость — было и прошло, вспоминается, но нечетко.

Заборное изображение поддержано изображением телевизионным — один допотопный, но большой телевизор, который в свое время в каждой семье был признаком достатка, транслирует программы передач. В данный момент — программу новостей с сюжетом о… вводе советских войск в Афганистан.

Нет-нет, это лишь фон, а не политический или социальный акцент спектакля с критикой власти. Фон, на котором происходит самое главное — жизнь молодого человека, провалившего экзамены в институт и нисколько по этому поводу не расстраивающегося (в отличие от своей матери) — он и так не знает, что ему делать, чего хочет от этой жизни. Но жизнь настойчиво предъявляет свои претензии, демонстрирует не самые красивые свои стороны. Разные поколения, разные запросы, вызовы, которые надо уметь принимать.

Эти общие слова у Панкова в «Курьере» (к счастью, он не стал менять название повести для спектакля) разложены как по нотам на подробности и детали жизни его героев. Не вообще, а в данный момент — середина 80-х, застой в обществе, еще не озвученный перестроечными лозунгами, витает в воздухе, и поколение, которое начинает взрослую жизнь, это остро чувствует. Отец главного героя — Ивана Мирошникова — так не ко времени уходит из семьи к другой женщине. Драма? Безусловно, только у Панкова драма жизни растворена в самой жизни, а в ней много чего происходит.

И вот это «много чего» режиссер умеет передать как никто. Мастер полифонии в мизансценах, в звуке, на узкой сцене, практически у ног зрителей, выстраивает огромный мир. Этот мир смеется, и плачет, и танцует, и задает вопросы, а не найдя на них ответов, летит сам не зная куда сломя голову. Полифонию сценическую поддерживает музыка — неизменный участник всех постановок Панкова. Музыканты оккупировали балкон, артисты с инструментами перед зрителем. А хиты 70–80-х? И они вплетены в сценическое действие так, что становятся текстом, который Шахназаров не писал.

— Но я хочу быть с тобой… — неуверенно начинает Иван, когда понял, что влюбился в профессорскую дочку Катю, присевшую на подоконник меж двух заборных секций, образовавших окно.

— Я так хочу быть с тобой, — нараспев отвечает Катя, но с интонацией скорее вопросительной, нежели утвердительной. А буквально через минуту: «И я буду с тобой». Таких нахальных диверсий со стороны шлягеров в текст уважаемого гендиректора «Мосфильма» будет немало.

История юного курьера Ивана на сцене из настоящего переброшена в прошлое и в будущее. Как это сделано — вопрос. Ответ — не прибегая к помощи новых технологий. Приключения юного Мирошникова со стороны оценивает пожилой человек с усталым лицом — его альтер эго, только спустя много лет. Переклички временные, звуковые — все это дает объем, будоражит, втягивает, в общем-то, в простую историю под названием жизнь. Каждого по отдельности и всех вместе — вот такой стереоэффект в «Курьере».

Он был бы, конечно, невозможен, если бы сорок человек, занятых в спектакле, не работали как единый механизм, не дышали общим дыханием. И не в статичных сценах, а в динамике. Массовые сцены (хореограф Екатерина Кислова) повторяют рисунок ролей персонажей — не карикатура, а гротеск, и довольно изящный.

И так бы не звучал спектакль, если бы у Панкова не было героя. Он есть — Саша Фокин, выпускник ГИТИСа, который три часа, что идет спектакль, практически не покидает сцену. Он невероятно обаятелен, чего не скажешь об исполнителе в культовом фильме. Заразителен, ироничен, дурашлив, в нем пульсирует энергия, наконец, он музыкален и с честью выдержал марафон и партнерство с опытными артистами. В роли матери две замечательные актрисы (в разных составах) — Наталья Щукина и Светлана Кочеткова, отец — Сергей Юшкевич из «Современника», и из этого же театра Таисия Михалап в роли бабушки Кати. Чудная Катя — Мария Роскошо.

Финал, который приготовил публике Панков, оказался неожиданным. Пронзительная ностальгия, возникающая от встречи Ивана и Кати, которые уже в преклонном возрасте, внезапно оборвется на трагической ноте. Но не трагедией героев, а нашего времени, когда здесь и сейчас, в каких-то пятистах километрах от Москвы, обрывается чья-то жизнь. И советская песня про то, что «должны смеяться дети» композитора Чичкова, открывавшая спектакль, в финале слушается совсем иначе.

После спектакля Карен Георгиевич Шахназаров признался, что шел на театральное воплощение своей давней повести с сомнением, но увиденное его потрясло.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...