Срочные новости раздела
Владимир Панков поставил культовую повесть Карена Шахназарова

Владимир Панков поставил культовую повесть Карена Шахназарова

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире театра. Сюда пришли артисты «Современника», где Владимир Панков ставил, а теперь еще и «Ленкома», где он будет ставить и руководить. В первых рядах — президент театра Марка Захарова Марк Варшавер, продюсер Валерий Янклович, актеры Иван Агапов и Дмитрий Певцов. Не встречающиеся теперь под крышей «Ленкома», они собрались под крышей маленького театра Панкова.

Зал длинный, узкий, зрители, разместившиеся на четырех рядах, взглядом упираются в серый бетонный забор, составленный из пяти секций, — такой забор можно повсюду встретить в Москве. Эта невзрачная, казалось бы, промышленного назначения декорация (художник Максим Обрезков) окажется легкой и многофункциональной. Секции разъезжаются, разделяя узкое пространство сцены на комнаты, редакционные кабинеты, улицы. Они же становятся экраном, а рифленая поверхность забора с кадрами из советской истории придаст нашей истории нечеткость — было и прошло, вспоминается, но нечетко.

Заборное изображение поддержано изображением телевизионным — один допотопный, но большой телевизор, который в свое время в каждой семье был признаком достатка, транслирует программы передач. В данный момент — программу новостей с сюжетом о… вводе советских войск в Афганистан.

Нет-нет, это лишь фон, а не политический или социальный акцент спектакля с критикой власти. Фон, на котором происходит самое главное — жизнь молодого человека, провалившего экзамены в институт и нисколько по этому поводу не расстраивающегося (в отличие от своей матери) — он и так не знает, что ему делать, чего хочет от этой жизни. Но жизнь настойчиво предъявляет свои претензии, демонстрирует не самые красивые свои стороны. Разные поколения, разные запросы, вызовы, которые надо уметь принимать.

Эти общие слова у Панкова в «Курьере» (к счастью, он не стал менять название повести для спектакля) разложены как по нотам на подробности и детали жизни его героев. Не вообще, а в данный момент — середина 80-х, застой в обществе, еще не озвученный перестроечными лозунгами, витает в воздухе, и поколение, которое начинает взрослую жизнь, это остро чувствует. Отец главного героя — Ивана Мирошникова — так не ко времени уходит из семьи к другой женщине. Драма? Безусловно, только у Панкова драма жизни растворена в самой жизни, а в ней много чего происходит.

И вот это «много чего» режиссер умеет передать как никто. Мастер полифонии в мизансценах, в звуке, на узкой сцене, практически у ног зрителей, выстраивает огромный мир. Этот мир смеется, и плачет, и танцует, и задает вопросы, а не найдя на них ответов, летит сам не зная куда сломя голову. Полифонию сценическую поддерживает музыка — неизменный участник всех постановок Панкова. Музыканты оккупировали балкон, артисты с инструментами перед зрителем. А хиты 70–80-х? И они вплетены в сценическое действие так, что становятся текстом, который Шахназаров не писал.

— Но я хочу быть с тобой… — неуверенно начинает Иван, когда понял, что влюбился в профессорскую дочку Катю, присевшую на подоконник меж двух заборных секций, образовавших окно.

— Я так хочу быть с тобой, — нараспев отвечает Катя, но с интонацией скорее вопросительной, нежели утвердительной. А буквально через минуту: «И я буду с тобой». Таких нахальных диверсий со стороны шлягеров в текст уважаемого гендиректора «Мосфильма» будет немало.

История юного курьера Ивана на сцене из настоящего переброшена в прошлое и в будущее. Как это сделано — вопрос. Ответ — не прибегая к помощи новых технологий. Приключения юного Мирошникова со стороны оценивает пожилой человек с усталым лицом — его альтер эго, только спустя много лет. Переклички временные, звуковые — все это дает объем, будоражит, втягивает, в общем-то, в простую историю под названием жизнь. Каждого по отдельности и всех вместе — вот такой стереоэффект в «Курьере».

Он был бы, конечно, невозможен, если бы сорок человек, занятых в спектакле, не работали как единый механизм, не дышали общим дыханием. И не в статичных сценах, а в динамике. Массовые сцены (хореограф Екатерина Кислова) повторяют рисунок ролей персонажей — не карикатура, а гротеск, и довольно изящный.

И так бы не звучал спектакль, если бы у Панкова не было героя. Он есть — Саша Фокин, выпускник ГИТИСа, который три часа, что идет спектакль, практически не покидает сцену. Он невероятно обаятелен, чего не скажешь об исполнителе в культовом фильме. Заразителен, ироничен, дурашлив, в нем пульсирует энергия, наконец, он музыкален и с честью выдержал марафон и партнерство с опытными артистами. В роли матери две замечательные актрисы (в разных составах) — Наталья Щукина и Светлана Кочеткова, отец — Сергей Юшкевич из «Современника», и из этого же театра Таисия Михалап в роли бабушки Кати. Чудная Катя — Мария Роскошо.

Финал, который приготовил публике Панков, оказался неожиданным. Пронзительная ностальгия, возникающая от встречи Ивана и Кати, которые уже в преклонном возрасте, внезапно оборвется на трагической ноте. Но не трагедией героев, а нашего времени, когда здесь и сейчас, в каких-то пятистах километрах от Москвы, обрывается чья-то жизнь. И советская песня про то, что «должны смеяться дети» композитора Чичкова, открывавшая спектакль, в финале слушается совсем иначе.

После спектакля Карен Георгиевич Шахназаров признался, что шел на театральное воплощение своей давней повести с сомнением, но увиденное его потрясло.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Так прокомментировали в столичном Ленкоме слух о том, что народная артистка Александра Захарова, дочь бывшего худрука популярного театра Марка Захарова, покинула труппу.Она по-прежнему числится в
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...