Для борьбы с порожними вагонами на припортовых станциях Минтранс предложил изменить правила их перемещения. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на портале нормативных правовых актов.
Как отмечает РБК, документ мог стать реакцией на просьбу ассоциации «Русская сталь», которая говорила о необходимости дать РЖД возможность изымать простаивающие на подъездных путях предприятий и портов пустые вагоны. В настоящее время они препятствуют приему грузов к транспортировке. Вице-премьер Александр Новак позднее поручал проработать вопрос.
Утвержденные в 2015 году правила перемещения порожних грузовых вагонов не позволяют владельцам инфраструктуры отправлять их дальше, чем на 500 километров (для Дальнего Востока — 1000 километров). Однако на тот момент вагонный парк на сети РЖД составлял 1,1 миллиона единиц, а сейчас он больше 1,3 миллиона, так что проблема обострилась.
Поскольку прирост общей емкости железнодорожных путей отстает от увеличения числа вагонов, эффективность их распределения снижается, а действующие дополнительные ограничения только усугубляют проблему. Станции перемещения в норме могут принять до 10,5 тысячи вагонов, но на начало 2025 года там уже находятся 10,8 тысячи.
Инициатива Минтранса предполагает отмену всех нормативов по дальности отправки вагонов, простаивающих без оформленных перевозочных документов с припортовых станций на станции перемещения.
До этого начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков уже говорил, что РЖД предлагали расширить перечень станций для принудительной эвакуации вагонов, дальнейшее движение которых не определено. Речь шла о 747 станциях.
Ранее сообщалось, что в начале года погрузка на российских железных дорогах в январе продолжила падение, хотя его темпы оказались ниже, чем в среднем в 2024 году. В январе показатель упал на 1,8 процента.