Срочные новости раздела
Город переехал в стены музея

Город переехал в стены музея

Главная мысль выставки, которую здесь стремятся вложить в умы посетителей: подними голову, там — красота! Экспозиция подсказывает гостям, что наш огромный город — это не только дороги, метро, скорость, но и прекрасная архитектура и монументальная живопись, ради которой стоит порой замедлиться.

Маршрут прогулки по «городу» под крышей музея можно выбрать любой, здесь нет четкого направления, куда двигаться — все экспонаты логично перекликаются друг с другом, что нет необходимости четко следовать хронологии.

О монументальной живописи в столице давно пора было поговорить — в этом смысле авторы экспозиции вовремя подсуетились. И, надо сказать, им действительно удалось сделать «филиал» Москвы в выставочном пространстве — экспозиция огромная и требует много времени, но оно будет потрачено с пользой и удовольствием, а также позволит взглянуть на город с другой стороны — стоит только поднять голову.

«Создание искусственной природы, звучащей содержательными ритмами, меняющими самочувствие человека» — так задачу монументального искусства определяет Фаворский, чьему творчеству здесь посвящен не один стенд. Любопытно, что здесь показывают еще и те шедевры, которые не сохранились. Например, Дом моделей. Его эскизы, где можно рассмотреть весь фасад, фотографии, но самое интересное — картон, который здесь представлен в виде печати на ткани, имитирующей бумагу, но и оригинальный картон существует. Правда он не может быть экспонирован, но благодаря такой копии складывается понимание масштаба работ Фаворского над Домом моделей. А ценность его для нас в том, что этот картон с эскизами фигур демонстрируется впервые за долгое время (последний раз «выход в свет» он совершал в 1960-е годы на выставке Фаворского).

«Мне кажется очень важным, что мы сегодня должны задуматься о сохранении монументального искусства в нашем городе, — комментирует Анна Трапкова, директор Музея Москвы, — все больше появляется поклонников у позднесоветского модернизма и у монументального искусства. Выставка — это повод подумать не только о наслаждении искусством в городе, но и как его сохранять». И в этом смысле экспозиция напоминает нам еще и о том, что мы уже потеряли, призывая беречь то, что имеем.

«Экскурсия» по монументальной живописи Москвы здесь не только наземная, но и подземная. Сложно себе представить столицу без наших подземных дворцов. Традиционно толпы туристов можно встретить на самых шикарных станциях — «Комсомольская» кольцевая и «Маяковская». Вполне заслуженно! Ведь от их шикарного убранства, тоже шедевров монументального искусства, сложно отвести взгляд. А ведь «Комсомольская» не всегда была такой, какой мы ее знаем сегодня. Как она видоизменялась, на экспозиции рассказывают в деталях.

Выставка призывает нас смотреть наверх — справедливо. Но есть здесь один зал, где предлагают совсем другой взгляд на монументальную живопись — сверху вниз на крыши города. Так на столицу видели вражеские летчики во время войны. Все московские исторические красоты были под угрозой уничтожения, а потому было принято решение замаскировать их — и это тоже вид монументальной живописи. Макет маскировки Москвы здесь представлен в мультимедийном формате — оригинал экспонировать, увы, нельзя. Но тем лучше — у нас есть возможность детально и близко рассмотреть все нюансы того, что придумали Николай Спиридонов (предложил план по маскировке Кремля и окрестностей) и группа художников под руководством Бориса Иофана, академика архитектуры. Маскировка позволила спасти исторический облик первопрестольной, а также показала, что средствами монументальной живописи можно преобразить городской ландшафт до неузнаваемости — вот какая великая роль у этого живописного языка! 

«Город-сказка, город-мечта» — так можно сказать о Зеленограде, активная застройка которого развернулась в 1960-е годы. Здесь архитекторы и художники работать с искусством в масштабе города и человека. Город-спутник Москвы развивался как наукоград, «электронная» столица. Архитектор Игорь Покровский инициировал идею города-парка. И действительно, значительная часть Зеленограда до сих пор представляет собой огромный лесопарк. Но вся эта красота, во-первых, для комфортной жизни будущих зеленоградцев, а во-вторых, для того, чтобы здесь можно было еще и с удовольствием работать на благо государства. И действительно, здание Института электронной техники (МИЭТ), Торговый центр на площади Юности — все здесь шедевры архитектурного искусства и монументальной живописи. Предполагалось, что внешняя красота города будет радовать глаз и вдохновлять на новые открытия. Тем самым, искусство, которое расположилось прямо на стенах зданий города, общалось с человеком и улучшало качество его жизни. И ведь сработало!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...