Срочные новости раздела
Розовский предложил свою версию сценического воплощения рассказа Чехова о коварстве женщин

Розовский предложил свою версию сценического воплощения рассказа Чехова о коварстве женщин

Соображение здравое, но есть проблема, и ее прекрасно понимают оба уважаемых спикера: рассказы Чехова — это идеальное воплощение понятия «малая проза», историю «Дамы с собачкой» Антон Павлович рассказывает буквально на нескольких страницах — но на сцене того же Губернского театра спектакль по рассказу идет полтора часа. И эту «нехватку» пространства и времени чем-то нужно компенсировать.

В «чеховском триптихе» Марка Розовского, о первых двух спектаклях которого писал «МК» («Душечка» и «Попрыгунья»), проблема решается путем «смены жанра». Худрук театра «У Никитских ворот» предлагает публике мюзиклы, в которые органично вплетает песни на стихи Юрия Ряшенцева, сочинившего всю поэтическую составляющую фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», и/или ряд созвучных эпохе романсов. В качестве рефрена во всех трех спектаклях звучит шуточная песенка о женском коварстве:

О, от женщины жди всякий раз не беды, так причуды.

И тем злее беда, чем заманчивей блеск ее глаз.

Берегись поцелуев ее! Поцелуи Иуды

безобиднее женских не в сотню, а в тысячу раз!

А в завершающую триптих Розовского постановку «Анна на шее» вплывают еще и образы с картины «Неравный брак», что стоит признать удачным ходом, потому что пользователи Сети буквально растащили шедевр Василия Пукирева на мемы.

И опять-таки — тему обыгрывает Ряшенцев, саркастически упоминая живописца:

Неравный брак… Невестин взор таит обиду.

Неравный брак. Но он неравен только с виду.

Тут пара минимум равна:

приносит молодость она,

а он ей — деньги и почет, а то и свиту.

Да, старый муж до красоты и стати лаком.

Так что ж, за то его клеймить позорным знаком?

Ей-ей, не стоит добрых слов

плохой художник Пукирев,

назвавший мнимый свой шедевр «Неравным браком».

Когда главные герои — степенный Модест Алексеевич (Александр Масалов) с церковной свечой в руках и Анна (Алиса Тарасенко) в подвенечном платье — взбираются на псевдоантичную тумбу, зрители «угадывают» картину, выступающую в данном случае ключом к пониманию произведения.

О'кей, Анна — девушка из бедной семьи, вышла замуж за «пожилого, неинтересного господина» при деньгах и должности, ее можно было бы назвать содержанкой, но с поправкой на обязательность венчания в XIX веке — если бы и у Чехова, и в спектакле не было четко указано на ее сексуальное отвращение к супругу; и если бы Анна, которая изначально «повисла на шее», не взяла мужа в оборот и не стала главной в этом «неравном браке» — неравном теперь уже для самого Модеста Алексеевича.

И вот что важно. При всей недетскости спектакля (все-таки он — об отношениях Мужчины и Женщины) как раз школьникам, пришедшим в театр с молодыми родителями, он многое может объяснить. Подростки (заявленный возрастной ценз — 16+, но я бы пускал на спектакль с двенадцати лет или с десяти) как минимум узнают, что была такая табель о рангах, приводившая к гармонии русское общество, где вертикаль власти выстраивалась от вашего благородия до вашего величества:

Табель о рангах — она как мелодия,

В ней никакого дурного любительства:

Этому — Ваше Высокородие.

Этому — Ваше Превосходительство.

А сцена, где Его сиятельство (Валерий Шейман) появляется на благотворительном базаре в мундире с красной лентой и орденом — и его окружают показным слащавым обожанием, — напомнила бы им и проиллюстрировала уже знакомый школьникам рассказ Чехова «Толстый и тонкий». И тогда спектакль стал бы еще одним кирпичиком в огромном здании «собственной картины мира», которую все мы строим всю жизнь.

И здесь я возвращаюсь к «наивному» вопросу, который задавал в прошлых попытках осмыслить попавшие в поле моего зрения спектакли. Он звучит так: зачем делать новые версии «Анны на шее» или «Скамейки» Александра Гельмана, если есть канонические фильмы/спектакли? И если никто Аллу Ларионову и Владимира Владиславского или Татьяну Доронину с Олегом Табаковым не переплюнет? Ответ прост: они нужны новому поколению читателей и зрителей, которые и Чехова, и Льва Толстого, и даже Пушкина — представьте себе — в какой-то момент открывают впервые.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...