Срочные новости раздела
Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину  освобождения Ленинграда

Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину освобождения Ленинграда

В театральном фойе «Геликона» переговариваются две дамы:

— Ну как же тут красиво! Все на высоте!

— Потому что тут всегда праздник!

Да, праздник. Но на этот раз «со слезами на глазах». В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады здесь представили совершенно особенный концерт. «Геликон» чтит великих певцов — об уважительном отношении театра к Елене Образцовой, Ирине Архиповой и многим другим артистам знают все. Но в этот раз отдали дань памяти героическим коллегам из Петербурга. Концертную программу назвали «Остров радости», посвятив ее беспримерному подвигу артистов Ленинградского театра музыкальной комедии в годы блокады Ленинграда. Его историю рассказал ведущий Сергей Майоров. А концертную программу составили хиты оперетты, которые звучали и тогда, в годы блокады, в здании Музкомедии на Итальянской, 13, а затем в Александринском театре, куда труппа была вынуждена переехать, когда их театр-дом разбомбили.

8 сентября 1941 года, когда немцы отрезали Ленинград от страны, при полном аншлаге в театре давали «Летучую мышь». Штраусовский хит заглушал звуки налетов, и здесь, на этом «островке радости», для зрителей продолжался праздник. Причем радости не мешало ничто, даже артобстрел, который начался в антракте. К зрителям вышел администратор и попросил всех встать к стенам. Сорок минут спустя прозвучал отбой, и спектакль продолжился. Сегодня, сидя в зале «Стравинский» «Геликон-оперы», вспоминая о трагической и одновременно героической судьбе театра под тост Орловского из «Летучей мыши» в исполнении Константина Бржинского, закрываешь глаза и пытаешься представить себя на месте тех зрителей, ленинградцев, — по телу мурашки. Как это возможно?..

Этот же вопрос задаем снова: как это возможно, чтобы власти разрешили театру остаться в осажденном городе и продолжать дарить людям радость? Вот так… А для труппы это было величайшей честью. На работу выходили абсолютно все, даже те, кто не был занят в спектакле, — на них ложилась другая ответственная миссия: охранять праздник зрителей, сбрасывая фугасные бомбы с крыши здания.

И снова перед нами веер из хитов: «Летучая мышь» Штрауса — знаменитый терцет «За что, о боже мой!» (Галина Барто, Давид Посулихин, Александра Соколова), «Марица» Кальмана, «Свадьба в Малиновке» Александрова и другие шедевры. Артисты «Геликона» воссоздали ту атмосферу, которая царила на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. Искренняя радость жизни, безграничное счастье освещало нас, зрителей, со сцены — такова работа настоящих артистов: дарить праздник, даже когда, кажется, невозможно улыбаться. А ведь все эти шедевры звучали на сцене и тогда, зимой 1942 года, когда на улице температура была -40, а в зале -8. Зрители оставались в зале в тулупах, а актрисы на сцене в декольтированных платьях обмахивались веером… Да и не могли артисты поступить иначе, ведь даже тогда единственной причиной неявки артиста на спектакль была смерть. Правда, тогда в Ленинграде эта знаменитая фраза звучала совсем иначе.

«В дневнике помрежа были зафиксированы не только время налетов и обстрелов. Встречались и другие записи, — рассказывает Сергей Майоров. — «После первого акта умер артист хора Александр Абрамов. Вечная память». Впрочем, и для зрителей прийти в театр было настоящим подвигом, это тоже была дорога жизни. А в самые тяжелые дни блокады сил на аплодисменты у зрителей не было. После спектакля люди в зале вставали, держась за спинки впереди стоящих кресел, и благодарили артистов глазами.

В страшные блокадные годы театр умудрялся давать еще и премьеры — целых 15 новых спектаклей представили на суд публики в страшнейшие времена! Работали всегда как в последний раз — и в тех условиях это не просто красивая фигура речи. Единственный спектакль, который доигрывали «кое-как», — это «Продавец птиц» Целлера. И было это ровно 81 год назад, 27 января 1944 года, когда прямо посреди спектакля на сцену вышел его режиссер и объявил о разгроме врага под Ленинградом и полном снятии блокады, пригласив всех после спектакля на праздничный салют на площади Островского. Представить себе состояние всего зала и артистов на сцене в тот момент невозможно. Невероятная радость, которая окутала всех: «Пережили!!! Выстояли!!! Победили!!!» После спектакля все, кто был в театре, высыпали на улицу, зрители в тулупах, а артисты — в костюмах, кто в чем… Смеялись, обнимались с прохожими, плакали…

64 сотрудника Музкомедии не дожили до того дня. Им посвящен концерт в «Геликоне». Весь зал встал, а на экране появились имена тех, кто не смог разделить радость ленинградцев 27 января 1944 года. Возле большинства имен были конкретные даты. Многие ушли из жизни в страшном 1942-м (но не только). Где-то подпись была иной: «не пришел на работу 15 января», «погиб на фронте»...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...