В 2023-м Газпромбанк приобрел 14 торговых центров «Мега» и поменял команду управленцев. За прошедший с этого момента год операционная прибыль объектов выросла на 46%. На освободившиеся площади после ушедшей ИКЕА пришел «Мегамаркет». В 11 регионах страны в 14 торговых точках площадь сданных площадей составила 400 тыс. кв. м. Об итогах 2024 года и планах на ближайшее будущее торговых объектов рассказал заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров.
«Мы очень тщательно выбирали партнера, считаем, что бизнес-модель «Мегамаркета» наиболее подходит нам, и мы видим пути дальнейшей коллаборации как в создании на наших площадях классических пунктов выдачи заказа, так и готовим еще кое-какие новинки, которые вы скоро увидите непосредственно на площадке «Мегамаркета», - заявил Тигран Хачатуров.
Число вакантных площадей в «Магах» снизилось с 27% до 5%, на свободные пространства приходят в основном отечественные бренды – 53 новых торговых маркок открыли свои магазины в торговых центрах. Отмечается положительная динамика товарооборота у многих арендаторов, в первую очередь в сегментах спорта, моды, здоровья, еды и товаров для дома.# Главная задача – рост операционной прибыли на треть.
В 2024 году показатель должен вырасти на 46% к уровню прошлого года, а на 2025 год закладывается задача по увеличению «операционки» на 30% к цифрам текущего года. Это станет главной целью нового генерального директора - бывшего топ-менеджера Mercury Любови Поповой, которая заняла эту должность после ухода Ярослава Халявина.
«Первоочередная цель — это добиться радикального роста качественных посещений. То есть мы хотим расширить зону охвата каждого торгового центра, а также сделать так, чтобы у людей чаще возникало желание и потребность их посетить. Мы приняли курс на качественное обновление состава арендаторов, которые способны привлечь в «Меги» новый трафик и высокие обороты», - пояснил Тигран Хачатуров.
Причем речь о ребрендинге не идет: узнаваемость «Меги» превышает 82% и новое руководство собирается развивать и усиливать бренд. Позиционирование будет формироваться и корректироваться в зависимости от происходящих изменений, чтобы оптимальным образом отвечать потребностям целевых аудиторий торговых центров.
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
«Мы очень внимательно следим за тем, что хотят покупатели, а также как развиваются торговые центры на рынке, кто генерирует спрос. Наша основная задача — выбрать лучших арендаторов с лучшими форматами и сформировать максимально актуальное предложение для наших посетителей», - отметил Тигран Хачатуров.
В фокусе новой команды управленцев – российские бренды. Например, в ближайшее время девять новых брендов откроют свои магазины в «Мегах», причем акцент делается на тех арендаторах, которые интересны посетителям конкретной локации. То есть набор арендаторов в каждой «Меге» будет свой, чтобы оптимально соответствовать запросам целевой аудитории.
Такой же подход, по словам заместителя председателя правления Газпромбанка Хачатурова, соблюдается и в сфере развлечений и общественного питания. В рамках стратегии развития команда управленцев подбирает сбалансированный набор арендаторов, покрывающий различные категории шопинга, досуга и сервисов. Арендаторы из категории развлечений не только являются коммерчески успешными, но и приносят хороший трафик в торговые центры. Например, открывшийся в сентябре в «Мега Екатеринбург» семейный парк активностей «Тейкабум» ежемесячно привлекает порядка 45 тыс. посетителей.
Концепция «Вкусный бульвар», предлагающая широкий ассортимент форматов общественного питания, а также представляющая различные кухни мира, также является примером востребованности. За прошлый год эта категория продемонстрировала почти 20-процентный рост оборота в «Мегах».
Развлечения, в частности, детский досуг, важны для семей и их детей, поэтому в «Мегах» этому уделяется большое внимание. В настоящее время «Меги» инвестируют в значительное расширение детского кластера. В первую очередь это «Мега Казань» и «Мега Адыгея».
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Несмотря на давление со стороны онлайн-ритейла и высокой конкуренции с другими торговыми центрами по всей стране, потенциал «Мег» еще полностью не раскрыт, считает Тигран Гарикович Хачатуров. Сохраняется большая доля покупателей, которым важен физический контакт с приобретаемым товаром – это и есть целевая аудитория торговых центров. А для привлечения арендаторов и создания для них условий развития администрации ТЦ предлагают рыночные арендные ставки на основе анализа спроса и предложения.
«В силу своей деятельности я вижу некоторое количество торговых центров, то есть могу следить не только за «Мегами», но и за другими площадками. Могу сказать с уверенностью, что «Меги» отличаются в лучшую сторону и увереннее себя чувствуют по отношению к другим торговым центрам, потому что у «Мег» есть очень большой нереализованный потенциал. И мне кажется, что при правильном и грамотном управлении мы все равно его еще не весь раскрыли. Поэтому в целом «Меги» чувствуют себя хорошо и, мне кажется, даже чуть-чуть лучше, чем остальные на рынке», - сказал Хачатуров.
Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсантъ
Текущие механизмы увеличения прибыли в индустрии коммерческой недвижимости включают ротацию арендаторов и работу с арендными ставками в соответствии с условиями договоров. Дополнительные возможности – это реклама внутри торговых центров и снаружи, эффективное использование и коммерциализация инфраструктуры.
Как заявил Тигран Хачатуров, прибыль, полученная от такой деятельности, будет относиться к дополнительному доходу, и она генерирует не только финансовую выгоду, но и является способом привлечения дополнительного трафика. «Плюс у нас в соответствии с нашей стратегией утверждена довольно значительная инвестиционная программа, и ее реализация также будет способствовать увеличению прибыльности наших торговых центров».
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Новое руководство торговых центров «Мега» сформулировало для себя простую концепцию привлечения трафика. Крупные торговые центры являются точками притяжения для горожан, которые решают вопрос досуга семей. А значит, должны постоянно развиваться и с точки зрения комфортной среды, и как индустрия развлечений, перенимая лучшие практики.
«Мы для себя сформулировали простую концепцию — дать нашим гостям намного больше, чем просто шопинг. "Мега" — это пространство для встреч и общения, развлечения для каждого возраста, вкусная еда, яркие эмоции. Торговые центры могут собрать на одной площадке значительный набор брендов, дающий людям возможность выбора. Это особенно важно для категорий фешен, детских товаров и общепита, который все чаще становится отдельной причиной для посещения торгового центра. И, что примечательно, многие уважаемые рестораторы открывают свои проекты именно в торговых центрах», — отметил он.
«Меги» также решают и социальные вопросы: в торговых центрах существует набор сервисов, важных для людей. В ТЦ располагаются пункты сбора вторсырья от населения, пункты диспансеризации, спортивные площадки, объекты медицинских услуг и т.д.
Даже несмотря на рост ключевой ставки и разговоры о том, что торговые центры могут со временем отойти банкам, руководство «Мег» смотрит в будущее с оптимизмом.
«В целом все зависит от степени закредитованности торговых центров. Могу сказать, что данная ситуация не относится к «Мегам». У наших торговых центров нет проблем с кредитами, падения оборотов мы также не наблюдаем. Мы стараемся вести очень сбалансированную политику и с оптимизмом смотрим в будущее», - сказал заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров.