Срочные новости раздела
«Не был женат»: триумф спектакля из Альметьевска на сцене Театра Наций

«Не был женат»: триумф спектакля из Альметьевска на сцене Театра Наций

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи спектакли всегда вызывают споры. Тем не менее она не боится рисковать и, судя по представленной в Москве постановке, выигрывает.

«Не был женат» по повести классика татарской литературы Гаяза Исхаки «Он ещё не был женатым» в Альметьевске поставил Айдар Заббаров, он же выступил в качестве сценографа. Тема спектакля спорная, щепетильная и остающаяся острой на сегодняшний день — межнациональные браки. События спектакля начинаются в 1914 году в Петрограде, где в Народном доме на опере «Фауст» познакомились молодой татарин Шамси и русская барышня Анна Ивановна. Случай сыграл в их судьбе решающую роль: места оказались рядом, один общий бинокль, в гардеробе их пальто, смиренно ждали хозяев тоже  рядом на одной вешалке. 

Любви с первого взгляда и в помине нет — они друзья, при первой же встрече он ей сообщает, что собирается жениться, но только на татарке, демонстрируя набор фотографий претенденток. Но у судьбы свои планы: чем больше Шамси (неловкий порывистый увалень) говорит о будущей жене, тем больше становится понятно, что избранница почему-то должна быть похожа на Анну Ивановну. А Анна Ивановна точно спелый молочный початок кукурузы — белотелая, со светлыми волосами, да ещё и в очках, которые ее миловидности придают кокетства. Терпеливая, ненавязчивая, не требующая ничего, жертвенная — идеал русской женщины, который, похоже, недостижим в действительности.

И зритель уже болеет за эту пару, которой в силу разницы национальных менталитетов, особенностей эпохи не суждено быть вместе. Но это будет ясно в финале, а по направлению к нему происходит масса забавных, даже курьезных, а также лиричных и трогательных сцен, вызывающих невероятную симпатию паре. И, естественно, к режиссеру, который, используя прием условности почти во всем, рассказал эту историю. Историю двух простых людей, а на самом деле двух народов с их порой неразрешимыми проблемами.

Повествование о Шамси и Анне Ивановне ведут не только они сами, но и два персонажа, похожие на близнецов. Две девочки, одетые как на детский утренник в белоснежные платья из газа с пышными юбками, дополняют своими смешками, испугом, нехитрыми комментариями действия героев, предстают то ангелами, то жителями башкирского села, куда Анна Ивановна привезет на кумыс тяжело больного пневмонией Шамси и станет там выхаживать его. Но в финале они обернутся дочерьми Шамси и Анны Ивановны, которых бесконечно будет любить отец, но счастливый финал, который обещают сцены второго акта, обманчив. 

Ритм легкого, какого-то быстротекущего сценического действия режиссер во втором акте остановит двумя проповедями — мулы и православного священника. Обе пройдут с разными интонациями: у мулы несколько пафосно, у попа — просто, по-домашнему. Мол, оно, конечно, есть проблемы — куда мать поведет своих детей от такого брака: в церковь или в мечеть, но любовь есть любовь. Почему-то рассуждения попа, сидящего между девочками в газовых платьях (в то время как мула стоял), носят более философский, чем практичный  характер. 

Дополнительный смысл несет и декорация в виде зеркала, зависшего над помостом, который под 30 градусов обращен к зрителям. Зеркало составлено из отражающих же поверхностей, пригнанных друг к другу, и, когда происходящее на помосте попадает на швы, оно раздваивается, преломляется и выглядит, как на картинах абстракционистов, умевших передать на полотнах внутренний слом. Поэтому смотреть спектакль из Альметьевска интересно в двух версиях: на происходящее на помосте - фронтально - и в зеркале. В зеркале оно дрожит, подчеркивая и даже усиливая хрупкость существования людей, их чувств, судеб. 

Спектакль «Не был женат» в Москве принят был с воодушевлением, зрители оценили и игру артистов, и рукотворность оформления. Кстати, звуки живой природы — свист птиц, топот конских копыт, ржание коня, шум ветра и прочее — не запись фонограммы, а умелая имитация, которая происходит прямо на сцене. Театры малых городов продолжают давать уроки искренности и самобытности театрам больших городов. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...