Срочные новости раздела
Два столетия отметили в одном доме: кардиналы Кончаловского, секретик Вертинской, платье из  бумаги

Два столетия отметили в одном доме: кардиналы Кончаловского, секретик Вертинской, платье из бумаги

У входа посетителей встречают два юбилейных постера. Тот, что посвящен «Мосфильму», - статичный и незыблемый. С ним ничего не происходит. Второй – в честь юбилея МАХУ – заполняется все новыми и новыми квадратиками бумаги с именами тех, кто когда-то там учился, а теперь побывал на выставке. Заявляют о присутствии посетители, мечтающие о поступлении. Булавки и бумага под рукой, на столике. Воспользуйся, чтобы оставить приветствие коллегам и однокурсникам. Тут же на стене – динамичные эскизы к спектаклю «Чапаев и Пустота» Варвары Ратниковой.              

Дальше начинается хаотическая и слишком плотная развеска. Эскизы разных лет заполняют пространство. Среди них немало работ по произведениям советских авторов вроде Корнейчука, а также связанных с движением народных масс, революциями. Рядом - «Алиса и сны» еще четверокурсницы МАХУ Марии Трегубовой, ныне известного сценографа.  

В общей сложности на выставке представлено около 300 работ разных лет - эскизы, макеты, раскадровки, костюмы. Все они созданы московскими художниками разных поколений. Тут и мастера не только в пору своего расцвета и зрелости, но и в ученические годы, и нынешние студенты, иногда поражающие своим профессионализмом. Все они работают в кино, на телевидении, в театре. Среди них - выпускники и студенты МАХУ и ВГИКа.

Пространство центрального зала драматургически организует вереница фигур в великолепных костюмах, достойных музейного экспонирования. Дмитрий Андреев создал эту коллекцию к итало-российскому фильму «Грех» Андрея Кончаловского 2019 года о Микеланджело Буонарроти. Здесь представлены облачение папы Юлия II, костюмы кардинала Медичи и его возлюбленной, маркиза, маркизы и куртизанки, а также дорожный костюм главного героя в исполнении итальянский непрофессионального актера и зубного техника Альберто Тестоне, с которым довелось познакомиться на премьере «Греха» в дни Римского кинофестиваля. 

Иногда фильмы совсем незначительные, а работа художников впечатляет, и на выставке это можно увидеть и почувствовать. Но такое ощущение, что многое здесь случайно и просто свалено в кучу. Что нашли, то и показали. Никакой генеральной линии и яркого образного решения нет. Драматургия отсутствует.  

Иногда невозможно понять, кто есть кто, имеет ли отношение к МАХУ или ВГИКу. Но все равно интересно рассматривать это нагромождение, пытаясь угадать, кто тут и откуда, по какой причине попал в столь разношерстное собрание. 

Ярких имен и работ много. Разброс невероятный. Что-то сделано совсем недавно, например, режиссером и художником кино Борисом Бланком, и тут же представлена его давняя дипломная работа «Карьера Артуро Уи» по Брехту 1963 года.   

Среди классиков – театральный художник Станислав Бенедиктов, которого не стало в 2022 году. Он представлен макетами декораций к знаменитым спектаклям РАМТА «Берег Утопии» и «Инь и Янь». Театральных работ на выставке меньше, чем связанных с кино. Есть эскизы Владимира Солдатова к спектаклю театра «Сфера» «Прощай, Гульсары!» 1986 года по прозе Айтматова, Эльвиры Ассадулиной к балету «Бахчисарайский фонтан»  2008 года, не забыт «Щелкунчик». 

Они соседствуют с эскизами Александра Толкачева к фильмам конца 70-х-начала 80-х «Вкус хлеба» Алексея Сахарова и «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко, Ирины Гинно к «Небесам обетованным» Эльдара Рязанова 1991-го, Анатолия Кузнецова к «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко (1967) и «Экипажу» Александра Митты (1979). Тут же давняя дипломная работа Николая Двигубского к фильму «Люди и звери», Михаила Ромадина к «Тресту, который лопнул» О`Генри, Владимира Трапезникова к недавнему «Сердцу Пармы». Выхватываешь их как осколки памяти из разных эпох.

Классик анимации Станислав Соколов представлен новым проектом «Булгаковъ», где помимо писателя и его персонажей присутствуют собратья по перу Валентин Катаев и Алексей Толстой. Изумительная серия, которой нашли не самое выигрышное место.

В память о Галине Маркеловой, ушедшей в 2021 году, близкие продлили жизнь ее театральному эскизу к «Жаворонку» Ануя, сделали макет декорации при помощи нейросети. Благодаря виртуальной реконструкции он получил объем. Крест наполнился светом, облака словно пришли в движение, персонажи ожили, но их жизнь скорее напоминает смерть.  

У монитора с фрагментами незавершенного фильма «В списках не значился» посетителям рассказывали о своей работе его авторы, пришедшие как зрители.  Декорации Брестской крепости на экране совсем не вдохновляли, напоминали грубый новодел, коим переполнен современный кинематограф.   

Коллажи-секретики Наталии Пархоменко сделаны в духе Сергея Параджанова. Они собраны из всякой всячины - гобеленовых салфеток, засушенных цветов, циферблата часов, пластиковых лошадок, кружева, фотографий. На одной из них – Анастасия Вертинская в облике Офелии, на другом – Марианна Кушнерова в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева, а на обрывке конверта в графе «адрес» указано имя ее героини Дуни.

Студентками ВГИКа мастерски изготовлены костюмы прежних эпох из крафтовой (оберточной) бумаги, шнура, фольги. Они установлены на окнах, из которых открывается вид на Кузнецкий мост, все еще сияющий новогодним убранством. На них можно посмотреть с улицы – ракурс совсем другой, и костюмы иначе смотрятся, привлекая прохожих, непременно заглядывающих в окна. 

Костюмов много, как и их эскизов, есть комплекты для киногероев, напоминающие наборы одежды для кукол из бумаги. Все мы играли в них в детстве. Представлены также карандашные эскизы костюмов «земляных человечков», советская эстетика в одежде, создававшиеся Любовью Мингазитиновой на протяжении шести лет к проекту ДАУ.

Отдельно, сама по себе, существует картина «Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель» Бориса Мессерера, написанная в 2023 году. Она приковывает внимание среди множества других работ, и посетители сразу берут на нее курс, еще не зная авторства. 

Иногда оно подобно ребусу. Кое-где неточности на этикетках подправлены шариковой ручкой посетителями выставки, а это в основном профессионалы, авторы представленных работ.  Иногда указано имя, но нет фамилии, есть ошибки в названиях. Видимо, организаторы слишком торопились. Авторство некоторых давних студенческих работ вообще отсутствует. Так и написано, что автор не известен, преподаватель тоже, как в эскизах к «Горю от ума», предоставленных МАХУ.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...