Срочные новости раздела
К 80-летию со дня рождения Абдрашитова состоялся «Разговор со временем» в обреченном на гибель Доме кино

К 80-летию со дня рождения Абдрашитова состоялся «Разговор со временем» в обреченном на гибель Доме кино

Картину сняли в рекордные полтора месяца, но от этого она не пострадала, напротив, в ней есть живая энергия. Сам Вадим Абдрашитов участия в ее создании не принимал, поскольку умер 12 февраля 2023 года, но на экране присутствует в воспоминаниях родственников и друзей, в своих прежних интервью. Светлана Стасенко не стремилась к хронологически выстроенному жизнеописанию, но линия судьбы отчетливо прослеживается. Верная спутница жизни Абдрашитова художник Нателла Тоидзе на два дня раньше 80-летия покойного мужа отметила свой юбилей. Фильм она впервые посмотрела вместе со зрителями, но на сцену выходить не стала, скромно осталась в зале.

На экране Нателла вспоминает, как Вадим в 16 лет приехал в Москву, поступил в МФТИ, стал начальником цеха в 25 лет. Перед ним открывались заманчивые перспективы: стажировка в США, карьерный рост на производстве, — но он пошел во ВГИК, к Михаилу Ромму. О режиссуре мечтал давно. А познакомилась Нателла с будущим мужем заочно, увидев финал его курсовой работы «Остановите Потапова!». Кто снял фильм, она не знала, но кадры запомнились. Теперь трудно представить, что ради студента перекроют Новый Арбат и герой Смирнитского будет один сидеть в кресле посреди пустынного проспекта в центре Москвы.

После премьеры Нателлу Тоидзе окружили поклонники Абдрашитова, благодарили за фильм о нем, за любовь и верность. Позже в нашем разговоре она рассказала, как они познакомились. Вадим и Нателла танцевали у кого-то на дне рождения. Она пыталась незаметно исчезнуть, бежала вниз по лестнице, чтобы не встретить никого у лифта. Можно было пойти в другое место, но что-то приводило в нужный час в нужное место, пока двое не остались вместе навсегда. Как скажет Нателла, им всегда было интересно друг с другом и долгие годы совместной жизни ничего в этом смысле не изменили. Жаль, что Абдрашитов не снял новеллу об их первых встречах. Это на редкость кинематографичная история.

Дочь Нателлы и Вадима Нана Абдрашитова, ставшая известным сценографом, в деталях помнит съемки фильма отца «Армавир», хотя ей было тогда три года. Происходившее на площадке — гибель судна, матросы, прыгавшие в воду, — было настолько ярко, что детская память все зафиксировала. Нана очень похожа на маму, а ее старший брат Олег на отца. Как трогательно заметит Нателла, он такой же красивый, как Вадим.

Сценарист Александр Миндадзе работал с Абдрашитовым на 11 фильмах и теперь вспоминает, как они жили от картины до картины (и это было главным, хотя у каждого были семьи и дети), как прошли путь от, условно говоря, простого кино к магическому реализму, как отстаивали свои позиции. Руководивший тогда «Мосфильмом» Сизов помогал кинематографистам с получением квартир и прочих жизненных благ. Посмотрев «Парад планет», он посоветовал сделать героев, «духов», хотя бы рыбаками. Кто видел фильм, тот поймет всю абсурдность такого предложения. В итоге картину сдавали девять месяцев. Цензоры требовали бесконечных поправок. С Олегом Борисовым возникали вечные проблемы — начальство его отвергало, — но Абдрашитов никогда своего выбора не отменял.

Денис Евстигнеев, работавший оператором на «Армавире» и «Слуге», вспоминает то время как лучшее по атмосфере, единству духа. Сергей Маковецкий рассказывает о «Пьесе для пассажира», где должен был играть другую роль, но попросил сделать пробу на проводника, и все пришлось изменить. Любимый ученик Абдрашитова Алексей Мизгирев, начинавший ассистентом у своего мастера на «Магнитных бурях», вспоминает, что даже буфетчица могла на съемках дать совет, как снимать, и Абдрашитов прислушивался, поскольку ему важна была сопричастность.

В финале зритель оказывается вместе с Нателлой Тоидзе в зимнем Плесе, где они часто бывали с Вадимом, являлись членами попечительского совета местного музея. Его сотрудники и стали инициаторами создания фильма об Абдрашитове, убедили продюсера Наталью Иванову взяться за него. «Разговор со временем» завершается заснеженными пейзажами Плеса и одинокой фигурой Нателлы Тоидзе на берегу Волги. Картину она приняла.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...

Сам по себе сюжет фильма никак не назовешь слишком выигрышным. Зрителям показывают историю про героя Великой Отечественной, ставшего инвалидом и после этого отправившегося к себе в родную деревню,
подробнее...

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Не секрет, что некоторые столичные театры не вчера начали практиковать формат новогоднего обслуживания: Ермоловский, им. Моссовета (академический, между прочим), и многие другие. То есть дирекция
подробнее...

Еще на сборе труппы в августе худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин объявил, что «Лес» — его любимая пьеса Островского, а затем поразил всех заявлением, что возьмется за ее постановку в девятый раз и
подробнее...

В декабре 1915 года, ровно 110 лет назад, открылась «Последняя футуристическая выставка 0,10» — выступление русского авангарда. Среди участников — Малевич, Попова, Каменский… Тогда публике впервые
подробнее...