Срочные новости раздела
«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

Друзья и коллеги начали собираться на Петровке в полдень. Одним из первых появился Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, — на нем лица не было. Кажется, он пришел с еще одного прощания, которое в тот же день проходило в Москве, с актрисой Евгенией Добровольской.

На втором этаже в актовом зале не протолкнуться: художники, кураторы, директора музеев молчаливо обнимали друг друга или просто кивали. Фоном негромко звучал любимый джаз Бажанова. Все важные слова говорили в микрофон, установленный справа от гроба, который утопал в белых и красных цветах. Много эпизодов из профессиональной и личной жизни вспоминали близкие друзья и те, кто почти не знал Леню. Одну из самых точных, трогательных и пронзительных речей произнесла Марина Лошак, ныне главный куратор петербургского музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского»: «Наверное, самое важное — это то, что Леня Бажанов был одним из самых достойных и благородных людей, которых я знаю. Есть у каждого такие люди-маяки, на которых хочется ориентироваться, с чьим мнением хочется сверять свое. И Леня был именно таким», — сказала Марина Дэвовна.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, добавила: «У него был невероятный интерес ко всему живому. Он вдыхал жизнь и энергию в арт-процесс одним своим присутствием и словом».

Леня всего несколько месяцев не дожил до своего 80-летия, которое отметил бы в конце марта. Новый год он встретил в реанимации, врачам не удалось его спасти. Многие не знали о последних месяцах его жизни, потому что Бажанов регулярно появлялся на открытиях и фестивалях, придавая тем самым им еще большее значение. В последние годы он работал в Школе дизайна НИУ ВШЭ профессором факультета креативных индустрий и руководил научной программой «Современное искусство», которую сам же инициировал. С приходом в 2017 году Леонида Бажанова во ВШЭ там началась новая эра: образование в области современного искусства вышло на новый уровень.

Любопытно, что путь самого Бажанова в искусстве был тернист. Прежде чем поступить в МГУ на отделение истории и теории искусства, он успел поучиться в шести разных вузах: сначала в авиационном (МАИ), потом в Политехническом в Нижнем Новгороде, куда на время уехал к отцу. В итоге судьба сама его вывела в искусство. Кстати, Бажанов рассказывал, что написал первый в истории искусствоведческого отделения университета диплом по современному искусству. После окончания вуза писал искусствоведческие статьи и постепенно входил в нон-конформистскую среду. В 1986 году он основал объединение «Эрмитаж». Оно стало первой независимой институцией современного искусства в Советском Союзе. Юный искусствовед мечтал о создании своего Центра Помпиду на родине. И у него почти получилось.

После «Эрмитажа» в 1988-м создал Центр современной художественной культуры на Якиманке, где работали первые галереи современного искусства. Это уже был небольшой Центр Помпиду. А после распада СССР появился Государственный центр современного искусства, который стал флагманом для российской арт-сцены. Со временем, в 2004-м, ГЦСИ получил собственное здание на Зоологической и открыл филиалы по всей стране, которые ныне входят в состав Пушкинского музея, и почти удалось построить свой Центр Помпиду на Ходынском поле. Проект по своему масштабу и архитектурному решению не уступал тому же Центру Помпиду, Tate Modern, музею Гуггенхайма. Однако в 2018 году проект свернули, так что чуда не случилось. Но то, что удалось создать силой и волей Леонида Бажанова, — фундаментально. Он стал своего рода крестным отцом для многих художников, кураторов, искусствоведов и — что важно — развенчал шаблонный образ чиновника: Бажанов был красив, как античный Аполлон, всегда максимально сдержан, интеллигентен и честен. Спокойный, уравновешенный, благородный человек совершил переворот в культурной среде, поменяв ее систему координат. И оставил о себе долгую память, вписав свое имя в историю отечественного искусства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...