Срочные новости раздела
Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Фильм вышел в 1983 году, и это был невероятный старт для дебютантки с последующей чередой ролей юных бунтарок. Финальный взгляд из окна уходящего автобуса школьницы Олеси, которую сыграла Женя Добровольская, теперь, после ее преждевременного ухода из жизни, вспоминается прежде всего. Столько в нем тоски и надежды. Олеся и сама, как канарейка в неволе, дитя перемен.

В героинях Добровольской был внутренний свет и музыка, о которой говорит ее Олеся в «Клетке для канареек» приставшему на вокзале парню: «В тебе нет музыки. В каждом человеке должна всю жизнь звучать музыка, а в некоторых ее нет». И как только она кончится, сама Олеся умрет. Отец, которого она так ждет на вокзале и который все никак не приедет из Риги, однажды, когда Олеся умирала, спас ее. Для этого понадобилось всего лишь сказать: «Если ты очень захочешь, то выздоровеешь».  

Когда Евгения Добровольская уже угасала в хосписе и отсчет шел на дни и часы, Полина Осетинская каким-то чудом нашла рояль и выступила в больнице, чтобы подарить ей на прощание ее любимую музыку.

На съемках «Клетки для канареек» Женя Добровольская познакомилась с молодым актером и учеником Татьяны Лиозновой Вячеславом Барановым. Он сыграл парня на вокзале, который прилип к ее героине. Вячеслав был чуть старше и стал ее первым мужем. Он тоже рано ушел из жизни – в 53 года.

 Удивительно, что Евгения Добровольская чаще всего  играла  юных и неприкаянных девушек с обнаженными нервами и раной в душе, а позднее - женщин с неустроенной судьбой, готовых совершить побег не важно куда. А казалось бы, родилась будущая актриса в благополучной московской семье. Отец был начальником цеха на закрытом предприятии, мама - замминистра химической промышленности. Женя  была поздним и единственным ребенком, училась в элитной школе, занималась хореографией и музыкой – никто не заставлял, это был ее выбор. Она занималась в театре-студии на Красной Пресне, которой руководил Вячеслав Спесивцев, а это тогда был чистый космос. 

При этом не с первого захода поступила в театральный институт, ушла из дома, начала самостоятельную жизнь, работала уборщицей в театре. И случилось чудо: ее утвердили на главную роль в фильме Павла Чухрая, за которую Женя позднее получила награду на Международном кинофестивале молодых кинематографистов соцстран в Польше. Только после выхода фильма ей удастся поступить в ГИТИС, где ее педагогами станут Владимир Левертов, Людмила Касаткина и Сергей Колосов. 

Евгения Добровольская снялась более чем в 100 фильмах, продолжая активно работать в театре и воспитывая четверых детей. И так на протяжении тридцати с лишним лет. Удивительно, как она с этим справлялась. И ведь ни одной провальной роли при этом не было. Другое дело, что по таланту и мастерству ей полагались роли совсем другого порядка. У Евгении была сумасшедшая энергетика, особенно поражавшая в начале ее пути, пришедшегося на предперестроечные годы и начало 90-х.  

«Первый этаж» давно уже живущего в Париже Игоря Минаева, где она сыграла постсоветскую Кармен, снимался на Одесской киностудии как раз в 1990-е. Фильм участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля. Парикмахер Надя встретила в милицейской машине свою первую настоящую любовь - 18-летнего дружинника, который спас ее от стражей порядка. Столько поэзии было в обшарпанной коммуналке, где они встречались: отблески света, тени фикусов на стене. Среди беспросветной обыденности и тьмы Добровольская выглядела королевой, которой суждено умереть. 

За роль в «Первом этаже» ее наградили на знаменитом «Золотом Дюке» в Одессе и на Женевском кинофестивале «Звёзды завтрашнего дня».  

В своем предпоследнем спектакле «Космос» в МХТ им. А.П. Чехова, вышедшем в 2023 году, по «смешной пьесе про несмешную жизнь», она сыграла учительницу английского языка. Ее героиня ждет встречи с бывшим одноклассником, ставшем космонавтом, а параллельно общается с иностранцем, который для нее все равно что молодой Микки Рурк.   

Перед премьерой Евгения Добровольская сказала: «У нас полно женщин, которые одиноки, сами воспитывают детей. Моя Татьяна работает в школе с детьми, но живет не в этом мире, в другом, где лучше, чище и прекрасней. Женщины острее, чем мужчины, чувствуют одиночество и свою ненужность. Женщина нужна, чтобы приготовить, убрать, погладить, выслушать, но не получает того, чего бы хотела, - ласки и заботы, принца на белом коне. Каждый день приходится  совершать подвиг просыпания и вступления в жизнь, которая неизвестно еще какие сюрпризы принесет.  И надо с этим справляться».   Говорила словно про себя и своих героинь, которые все время чего-то ждут и верят в чудо. 

Им важно, чтобы прилетел космонавт. Они в плену самообмана. В мелодраме «Муха» Владимира Котта Добровольская сыграла одну из таких героинь, которые желают познакомиться, готовы все стерпеть, лишь бы был кто-то рядом, совсем не принц на белом коне, готовы именно ему рожать детей, даже не себе. Но герою Алексея Кравченко ее жертвы не нужны.

В «Артистке» Станислава Говорухина ее Анна Петрова тоже как вариация на заданную тему. Она все время чего-то ждет – ролей, счастья, любимого. А сама актриса дарила веру в лучшее миллионам подобных женщин. Гораздо реже ей выпадали совсем другие роли – царственные, как в «Королеве Марго» Александра Муратова по роману Александра Дюма.

Добровольская могла сыграть все: от королевы до провинциального библиотекаря вроде Любы в «Механической сюите» Дмитрия Месхиева – одна из лучших ее работ, до медсестры в «Кризисе среднего возраста» Гарика Сукачева, где она снималась со своим вторым мужем Михаилом Ефремовым и командой его друзей, претендовавших на поколенческое высказывание, но не удержавших этого знамени. 

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...