Срочные новости раздела
“Услышать сон” Пушкина и Булгакова: театр Маяковского поставил спектакль, где главный - звук

“Услышать сон” Пушкина и Булгакова: театр Маяковского поставил спектакль, где главный - звук

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется, деревянных. Тут же пианино с обнаженным нутром. У артистов, одетых в защитного цвета комбинезоны, лётные шлемы и очки, в руках - здоровенные раструбы, или их миникопии, посредством которых они переговариваются друг с другом. Странного вида люди, производящие странные действия, работают как на планшете сцены непосредственно перед зрителем, так и над ними, на антресолях. Про патефон и прочие приборы, названия которых известны только специалистам по акустике, а также песок и другие  сыпучие материалы, присутствующие на сцене, и говорить нечего – все приведено в действие ради сна, да еще русской, а ни какой то там немецкой или египетской,  ночью. 

Его визуальный образ не имеет первостепенного значения, поскольку подчинён акустическому. Да, да, русский сон у режиссера Айду нужно слушать, ибо он, в данном случае, не сколько режиссёр, сколько исследователь, который ставит даже не спектакль, а  выстраивает из звуков перфоманс. 

У него свой метод, и он заключается в тщательном изучении трактатов об искусстве прошлых веков и воплощении их на сцене в синтезе с современными идеями и технологиями. По этому поводу у Айду несколько проектов - в частности, «Сон в русскую ночь» можно отнести к жанру акустического театра. То есть он состоит из звуков, извлекаемые артистами, в основном молодыми, из разных приборов и натуральных материалов. В помощь им приданы архаичная машинерия в виде шумовой машины, машины-ветер, рупоров и ещё бог знает чего. Но что немаловажно: современные электроакустические системы вмонтированы в костюмы артистов, за счёт чего звуковая волна перемещается по залу вместе с ними. 

Театральной игры в привычном смысле слова здесь нет и быть не может. Заряженные электроакустикой артисты и используемая ими машинерия рисует звуковые картины. Чего же? Например, летнего дня из рассказа Василия Шукшина «Там, вдали» с щебетом птиц, плеском воды, стрекотом кузнечиков в траве, шагами по песку в обуви и без, что на первом плане проделывает актриса, у которой одна нога босая, а вторая то в туфельке с каблучком, то позже обута в солдатский сапог. 

От Шукшина, с которого начали театрально-акустический эксперимент, перешли к Платонову («Глиняный дом в уездном саду»), затем звучал фрагмент поджога родового гнезда Дубровских. Однако апофеозом стал пролёт Маргариты по ночной Москве, и разгром квартиры критика конъюктурщика Латунского. И такой гармоничной какофонии, замечу,  не достигла ни одна прежняя театральная постановка  или экранизация великого романа. В театре Маяковского это было нечто - звон разбитых  стёкол мешался с разрывом металлических внутренностей  одиноко стоящего  пианино и ещё бог знает что звучало, рисуя нам образ полета булгаковской красавицы.

При этом звучал текст упомянутых выше произведений, но произнесённый посредством акустических приборов больших и малых форм не всегда был узнаваемых. Впрочем, это не столь важно, как занимательно и неожиданно для звукового прочтения в театральном пространства. На наших глазах велись  как будто научные работы, поддержанные  художником (Катя Бочавар), автором инсценировки (Анна Литкенс) и, разумеется, артистами, самоотверженно убравших свое актёрское эго ради творческих (в данном случае звуковых) экспериментов. Немаловажный фактор данной работы  - продолжительность театрально-акустического перформанса оказалась совсем не мучительным: он  закончился как раз в тот момент, когда еще чуть-чуть и новые знания утомили бы зрителя - ровно через час. В общем, чувство меры режиссера точно не подвело. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...