Срочные новости раздела
Сталин вернулся 30 лет спустя: тембр голоса стал старческим

Сталин вернулся 30 лет спустя: тембр голоса стал старческим

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.

Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро» художественный совет студии «Мосфильм». Однако к зрителям ее после этого все-таки не пустили. Такое запретительное решение принималось на самом высоком уровне. Среди главных оппонентов картины оказался могущественный секретарь ЦК партии Андрей Жданов. Судя по всему, именно с его подачи 26 мая 1941-го вышло постановление Секретариата ЦК ВКП(б): «Надо отметить, что кинофильм «Сердца четырех» неправильно отображает советскую действительность, изображая жизнь советских людей как праздное, легкомысленное времяпровождение. Кинофильм «Сердца четырех» к выпуску на экран запретить».

Можно представить логику высокопоставленных инициаторов такого табу следующим образом. Страна находится на пороге войны, ее граждане должны быть максимально готовы к преодолению суровых испытаний, а тут – сплошная безыдейщина и демонстрация всеобщего веселья и расслабленности.

Казалось, после начала боевых действий против нацистской Германии для «Сердец…» все-таки откроется путь на экран. Ведь во время Великой Отечественной одним из важных средств для поддержания морального духа бойцов и командиров в войсках, тружеников тыла являлись среди прочего и кинокомедии, которые часто показывали в кинотеатрах, крутили с помощью кинопередвижек даже в прифронтовых условиях. Однако, по мнению «верхов», веселить зрителей следовало «правильно» - демонстрируя им веселые картины с обязательной военной, героической начинкой. Именно такой была, например, снятая в разгар войны комедия «Воздушный извозчик». А вот фильм «Сердца четырех» по мнению строгих партийных чиновников совершенно не удовлетворял требованиям времени. Одним из главных его минусов называли то, что по ходу действия один из главных героев – командир Красной Армии! – неоднократно попадает в нелепые ситуации. Это уже какая-то анти-агитация!

Лишь ближе к концу 1944-го, когда результат тяжелейшего военного противостояния с гитлеровским Рейхом стал уже очевиден, и победа была не за горами, запрет с «легкомысленного» фильма про похождения четырех влюбленных молодых людей решили снять. 9 декабря 1944 года комедия получила, наконец, прокатное удостоверение, а с 5 января 1945-го ее стали показывать в кинотеатрах, во временных помещениях, где удавалось разместить военные передвижные киноустановки.

И случился триумф. В том победном году «Сердца четырех» посмотрели почти 20 миллионов зрителей. А песня из этой картины - «Все стало вокруг голубым и зеленым, В ручьях забурлила, запела вода…» (музыка Юрия Милютина, слова Евгения Долматовского) чуть ли не ежедневно звучала из радиорепродукторов да еще порой и по несколько раз.

Конечно фильм, построенный, как комедия положений, не может отличаться безупречной житейской основательностью и правдоподобностью. Однако даже с учетом широких допусков данного жанра нынешний юбиляр – «Сердца четырех», в отдельных своих сценах хранит парадоксальные, загадочные, порой совершенно необъяснимые моменты.

Упомянем здесь о некоторых из них.

Начать можно с самого неочевидного зрителям. Благодаря мастерству актеров, большинство из нас не в силах заметить очень серьезное несоответствие возраста некоторых экранных героев и актеров - исполнителей этих ролей.

Например, обворожительной Валентине Серовой было на момент съемок в комедии всего 22 года. Однако сыграла она старшую из сестер Мурашовых – Галину, которая, как следует из сюжета, работает в вузе, являясь там доцентом одной из кафедр. Дорасти до столь высокой должности, предполагающей к тому же, как правило, еще и наличие кандидатской степени, даже при самом успешном развитии научной карьеры, вряд ли можно раньше 30 лет.

А вот что касается «шефа» Мурашовой профессора-астрофизика Ершова, тут все наоборот. Роль весьма пожилого, убеленного сединами ученого сыграл артист Андрей Тутышкин, которому в ту пору был всего 31 год.

Еще с одним исполнителем произошла трансформация иного рода. Эммануил Геллер по воле режиссера Константина Юдина «раздвоился». Ему довелось сыграть в «Сердцах…» сразу две маленькие эпизодические роли, – правда в обоих случаях актер предстает перед зрителем этаким «кавказским мужчиной». В начале комедии Геллер перевоплотился в возмущенного горожанина, вынужденного долго ждать в очереди к телефону-автомату, а под занавес картины изобразил едва не опоздавшего на поезд пассажира, которого счастливые и уладившие все свои любовные недоразумения главные герои снабжают билетом.

Создатели популярного фильма весьма удивили самых внимательных зрителей и географической загадкой.

Начальные события картины разворачиваются безусловно в Москве: мы видим на экране характерные виды набережной напротив Кремля, Большой Калужской улицы, площади Революции, Ленинских гор… Однако далее действие переносится в окрестности неких Юрьевских лагерей, где летом занимаются военной подготовкой командиры и красноармейцы и куда выезжает для оказания помощи в дополнительном обучении бригада преподавателей из института (а вместе с ней и мама Галины с младшей дочкой – Шурочкой).

Вполне логично предположить, что эти Юрьевские лагеря расположены относительно недалеко от столицы – буквально несколько часов на поезде до маленькой станции «Березки» (ее нам несколько раз показывают в кадре), а оттуда еще немного на автомобиле, конной повозке, а то и вовсе пешком. Весомым аргументом в пользу такой диспозиции служит эпизод с приездом в гости к Мурашовым их соседки по коммунальной квартире – Тамары Спиридоновны (актриса Ирина Мурзаева). Трудно предположить, что эта «хронически любопытная» маникюрша отправилась бы ради кратковременного отдыха «на природе» за тридевять земель. Однако есть кадр, мелькающий в фильме, который начисто разрушает все вышеизложенные логические построения.

В одной из коротеньких видовых вставок нам показывают участок какой-то железнодорожной магистрали с мчащимся по ней поездом, и на переднем плане мелькает километровый столб с изображенными на нем цифрами 8094. То есть от загадочных Юрьевских лагерей до столицы более 8 тысяч километров! Значит, в реальности эта локация затерялась где-то на просторах Дальнего Востока, в Хабаровском крае. Ничего себе съездила маникюрша на дачу погостить!

Еще одно загадочное явление в «Сердцах…» - автомобили. Вернее – автомобиль. Гостеприимные военные, встретив долгожданных московских гостей-ученых на железнодорожной станции, дальше до места назначения везут их на нескольких легковых машинах. При этом про одну из них сообщают профессору Ершову, что это «новая модель, она у нас еще на испытаниях». Бывалый мэтр науки в ответ заявляет, что предпочел бы в таком случае другую легковушку – ту, что уже давно эксплуатируется («Я лучше на испытанной поеду»). А в «экспериментальный» автофаэтон, которым управляет старший лейтенант Колчин (артист Евгений Самойлов), садится в итоге Галина Мурашова. (Этих двоих главных героев в пути ожидают дорожные приключения в виде неудачно преодоленного речного брода.)

С «испытанным» автомобилем все ясно: мы видим в кадре уже весьма пожилой к рубежу 1940-х советский ГАЗ-А. А вот что же за «новая модель» такая фигурирует в фильме? Для многих въедливых зрителей это остается загадкой. Конечно, логика подсказывает: для нужд Красной Армии должен предназначаться колесная техника отечественного производства. Но какой именно марки? Внимательно изучив мелькающие в кадрах изображения «мотора» и его отдельных фрагментов, знатоки автомобильной истории пришли к выводу, что авторы комедии показали нам «иностранца» - модель известной американской фирмы, выпускавшуюся в на заводе в Британии, - Ford Prefect 93А с открытым кузовом, а вдобавок на экране представлен экземпляр такого «англичанина», изготовленный специально для материковой Европы – с левым расположением руля. Существует предположение, что упомянутая иномарка в «Сердцах четырех» сыграла роль совсем новой по тем временам советской малолитражки - КИМ-10-51. Данные фаэтоны, действительно были выпущены незадолго до того небольшой пробной партией, однако из-за начавшейся войны в серию так и не пошли.

Во второй половине 1950-х фильм был подвергнут «идеологической правке». Из комедии вырезали кадры, где можно было увидеть изображения Сталина – скульптуры, портреты вождя. В результате такого «обрезания» значительно сократилась сцена с участием старшего лейтенанта Колчина и его подчиненного – красноармейца Еремеева (одна из ранних ролей в кино популярного актера Всеволода Санаева): ведь беседа этих двух персонажей «о жизни и любви» по замыслу режиссера происходила в «красном уголке» главного корпуса Юрьевских лагерей, на фоне конечно же имевшегося там изображения Иосифа Виссарионовича, которое и мелькало на заднем плане при некоторых ракурсах.

Много лет спустя, в 1988-м, фильм решено было восстановить в первоначальном виде. Удалось найти вырезанные куски со Сталиным, однако фонограммы для них не сохранилось. Пришлось обоим маститым уже актерам – Евгению Самойлову и Всеволоду Санаеву заново озвучивать своих давних героев. В этих репликах более позднего времени можно уловить отличающиеся от основной фонограммы по тембру голоса – гораздо более «пожилые». Ведь на момент перезаписи артистам было уже сильно за 70.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...