Перед запретом на поставку российских сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Евросоюз, который вступил в силу 20 декабря, отечественные производители моторного топлива попытались перенаправить избыточные для внутреннего рынка объемы в восточном направлении. Об этом говорится в отчете Argus, на который ссылается РБК.
Традиционно европейские страны выкупали подавляющую часть российского экспорта СУГ, ещё в 2022 году на них пришлось 80 процентов. Основными покупателями считались Польша и страны Балтии. В конце 2023 года ЕС ввел санкции в отношении топлива, предполагавшие переходный период в течение 12 месяцев.
За 11 месяцев общий экспорт СУГ из России упал на семь процентов, до трех миллионов тонн, а отдельно в Европу — на 27 процентов, до 1,6 миллиона. Железнодорожные поставки в страны Средней Азии за тот же период выросли в 3,4 раза, до 50 тысяч тонн, а в Китай — на 42 процента, до 270 тысяч. Кроме того, китайцы нарастили закупки топлива автотранспортом более чем в два раза — до 160-170 тысяч тонн.
По оценкам Reuters, экспорт российского СУГ вырос в Китай, Турцию, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Казахстан, Афганистан, Армению, Грузию, Азербайджан и Монголию.
Ранее сообщалось, что биржевая стоимость СУГ в России рухнула после вступления в силу санкций в два раза — с 31 тысячи рублей за тонну до 15 тысяч. В тоже время эксперты указывают, что этот вид топлива отличает высокая волатильность цен, поэтому до окончательного налаживания новых маршрутов возможны даже более серьезные колебания.