Срочные новости раздела
Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ дерзнул назвать выставку «Импрессионисты» русской сцены». Сразу возникает вопрос: ну какой Поленов импрессионист? Объясняет Марфа Бубнова, автор идеи выставки: «Если мы поищем в Интернете, что такое импрессионизм в театре, то найдем следующее определение: это то, что ты видишь за окном и привносишь на сцену. Этим любил заниматься Станиславский, а еще он же любил повторять, что настоящий театр — за окном. Поленов, безусловно, не импрессионист, с одной стороны, но с другой, и его творчество посвящено тому, что за окном».

Коровин и Головин были учениками Поленова, поэтому они логично соединяются друг с другом в одном выставочном пространстве. А название ««Импрессионисты» русской сцены» обусловлено тем, что художники-импрессионисты в свое время были революционерами в живописи, а Поленов и Головин — в театре. Кстати, как и Станиславский, в чьем доме и расположилась экспозиция. Василию Поленову принадлежит новаторская идея заменить громоздкие декорационные конструкции на фоны-задники (которые сейчас широко используются в театрах) — принцип единой картины. А еще именно Поленов рекомендовал своего ученика Александра Головина в качестве художника в Императорские театры, где 37-летний уже состоявшийся живописец тоже проявился, следуя примеру своего учителя, как невероятный новатор: «Как Станиславский, только художник», — комментирует Бубнова.

Головину принадлежат революционные сценографические идеи (но в те времена слова «сценография» еще не было) — в частности, принцип управления светом на сцене из зрительного зала. Он отмечал важность цвета во всем — и в своих эскизах, и в макетах, и в костюмах, и в декорациях, но также понимал, что краски заиграют только при правильно выставленном электрическом свете.

Из серой московской погоды вдруг оказаться в празднике цветов и ярких головинских красок — наслаждение. Экспозиция показывает, как новаторские идеи великих театральных творцов воплотились на сцене МХТ в двух постановках Станиславского — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Отелло». Настоящий праздник жизни царит в зале, посвященном пьесе Бомарше. В нем осознаешь, зачем театру нужен музей в принципе. Спектакль — искусство, которое разворачивается во времени и существует в то время, пока исполняется. И все. Но именно музей позволяет продлить им жизнь, рассказать и даже показать, как это было. Более того, новаторство, которое так важно в театре, возможно, если хорошо знать, что было прежде, и вдохновляться опытом предшественников.

Цветастые эскизы декораций и костюмов переносят нас, гостей выставки, на театральную сцену, словно вы — один из актеров труппы. Закружившись в кружевах знаменитой комедии Бомарше, едва успеваешь заметить, как попадаешь в совсем другой спектакль — «Отелло», где праздник сменяется ощущением надвигающейся трагедии, несмотря на цветовую насыщенность и в этих эскизах.

По одной стороне зала — работы художника, а по другой на нас с фотографий    смотрят актеры, исполнители ролей в спектаклях. Вот Отелло, вот Яго, а вот Марселина и Графиня показывают нам, как были воплощены новаторские идеи Головина в жизни, продлевая жизнь постановкам Станиславского. Закрываешь глаза и отчетливо видишь перед собой сцены из спектаклей.

Наконец, Поленов. В отличие от ученика творчество учителя здесь представлено скромно, но даже это небольшое количество пейзажей подсвечивает поленовскую школу в работах Головина.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...