Срочные новости раздела
Анастасия Жакулина снимает мультфильмы в поселке на берегу Волги

Анастасия Жакулина снимает мультфильмы в поселке на берегу Волги

Он посвящен памяти выдающегося грузинского режиссера, писателя и художника, создателя уникального театра марионеток Резо Габриадзе, одним из любимых героев которого был Пушкин. Анастасия организовала в своем фильме встречу двух гениев разных эпох. Год назад ее «Светлые души» по рассказу Василия Шукшина были отмечены на фестивале за яркое художественное решение. В качестве награды помимо статуэтки Пушкина Анастасия получила валенки, так что в этом году коллекция обуви вновь пополнилась. А поскольку Анастасия в отличие от своих коллег живет не в Москве и не в Петербурге, а в небольшом поселке на берегу Волги, то валенки для нее не сувенир, а необходимая в быту вещь.

Жюри фестиваля «Пушкин. Михайловское» под руководством классика российской анимации Станислава Соколова также отметило работу ученицы Анастасии Марии Пайцун, только что окончившей Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИКа. Она сняла почти трехминутный фильм «Собачка и артист» по мотивам стихотворения Юнны Мориц. То есть в одном конкурсе на равных были представлены мастер и студентка, а это своего рода испытание, и не каждый к нему может быть готов. 

Анастасия Жакулина родилась на берегу Волги в городе Балаково. Она так и пишет в своей биографии про Волгу. Настя окончила отделение дизайна Саратовского художественного училища, затем художественное отделение ВГИКа, работала художником-декоратором в театре. В анимации она с 2005 года — была художником-постановщиком на сериалах «Колыбельные мира» и «Везуха!» по произведениям современных писателей, как режиссер сняла мультфильмы «Бабочки», «Вышла из дома старушка за хлебом и сладкой ватрушкой» по стихотворению Анны Игнатовой, «Петер-Баас» про молодого Петра I, «Дылда» по сказке «Ваше высочество» Марины Бородицкой. «Дылда» участвовала во французском фестивале короткого метра в Клермон-Ферране. А «Светлые души» год назад отмечены Гран-при Суздальского анимационного кинофестиваля.

Мы разговариваем с Анастасией Жакулиной в Пушкинских Горах сразу же после церемонии награждения, где ее «Ссылка» была отмечена наградой. 

— Любопытно, что победили на фестивале в основном московские мультипликаторы, хотя половина из них выросла в маленьких городках. Предполагает ли занятие анимацией исключительно столичную жизнь?

— Мне кажется, что постоянная столичная жизнь для нашей профессии совсем необязательна. Вполне достаточно встреч на фестивалях и студиях. Они очень заряжают. Когда находишься в уединении, в своем мирке, это более плодотворно, хотя у всех по-разному. Мне хорошо, когда я не в Москве.

— Прежде чем вести такую жизнь, надо, наверное, как-то заявить о себе?

— Конечно. Надо для начала окончить какое-то профильное учебное заведение.

— Как вообще в девочках, живущих в небольших городках, возникает интерес к анимации? А сегодня именно они ее лицо. Мужчин в вашей профессии становится все меньше.

— Если говорить обо мне, то я очень много рисовала в детстве. Наверное, это наивно звучит, но мне представлялось, что жизнь в мультипликационном мире такая, как в фильме «Кто подставил кролика Роджера», что существует такая сказочная страна. В детстве я в это верила. Поступив учиться на дизайнера, я мало что знала про анимацию и особо к ней не готовилась. Наверное, это внутренняя потребность, из которой что-то произрастает, из чего-то самого простого.

— Став самостоятельным и взрослым человеком, получив образование, можно было работать на большой студии в Москве, а вы уехали в Саратовскую область. Почему?

— Возможно, я бы и осталась в Москве, но жизненные обстоятельства сложились иначе. Одно время я работала на «Союзмультфильме», даже жила там, поскольку больше негде было. Тот период мне многое дал. Сейчас, когда я уезжаю домой, живу в уединении несколько месяцев, мне хочется встретиться с коллегами, друзьями, пообщаться. Когда приезжаю в Москву, то непременно это делаю, и такое насыщение очень важно. С прошлого фестиваля в Михайловском я уезжала с одним настроением, теперь с другим. Мне нравится знакомиться с людьми. Я многое беру от них, чему-то учусь в обычном человеческом общении, но постоянно вести активную жизнь, как здесь или в Москве, не могу. Для этого надо быть экстравертом, а я — интроверт.

— Вы живете в своем доме?

— Да, у нас небольшой частный дом. Он уже старенький, но мы строим вокруг него новый. Этим занимается мой муж.

— То есть вы ведете хозяйство, у вас есть сад и огород? Это особая жизнь.

— Да, она особая, но мы с ней как-то справляемся, хорошо или не очень. Наши дети — сын и дочь — очень хотели жить в деревне именно в детстве, а не когда-нибудь потом. Это так прекрасно. Твои границы расширяются. Ты не замыкаешься в своей квартире, не заканчиваешься в ней, а можешь выйти в огород и словно продолжаешься в природе. Это прекрасное ощущение большого себя, растворения в окружающем мире. Ты не находишься в коробочке и чувствуешь себя гораздо мощнее. У нас же прекрасный вид на Волгу. Мы живем в Хвалынском районе, и там очень красиво. Наш поселок считается курортной зоной.

Волга у нас широкая, по ней ходят суда, и она — часть нашей жизни. Я выросла на Волге, и для меня естественно, что она есть. С детства мы утром бегали на речку, купались и возвращались домой. Ощущение, что рядом вода, у меня с детства. Когда я жила и училась в Москве, то его не хватало — чувства, что в любой момент можно пойти на речку. Москва-река совсем другая.

— Люди, живущие рядом, знают, что вы режиссер и снимаете мультфильмы?

— Вы задали самый печальный вопрос. Буквально перед отъездом на фестиваль я много думала об этом. Мы живем в Саратовской области ради природы, дающей силы и радость, а с людьми все очень грустно. Единомышленников нет.

— С флагами никто не встретит после победы, хоть «Оскар» получи?

— Нет, никто не встретит. Напротив, недавно нас спросили: «И чего вы сюда приехали? Езжайте в свою Москву. Кому вы здесь нужны со своим искусством?».

— А как же местные власти, общественность? Они-то могли бы вами гордиться? 

— У нас Хвалынск в двадцати минутах езды, и там у меня ребенок ходит в музыкальную школу. Я несколько раз предлагала провести мастер-класс, но оказалось, что никому это неинтересно, и это беда. Чувствуешь себя невостребованным, ненужным, нереализованным, и как бы ты ни пытался раскрыться и быть самим собой, людям это не нравится, некоторых даже раздражает. Как мне сказали: «Вот мы смотрим вечерами «Comedy Club», и нам нравится. А вы живите и не лезьте за свой забор». Грубо, но это так.

— Каков ваш рабочий график? Работаете по вдохновению или существует жесткая самодисциплина?

— Мне в этом плане несложно, поскольку дети учатся, есть определенный режим. Надо погулять с собакой, поэтому я рано встаю. Иногда можно расслабиться. Мне даже нравится, что у всех выходные, а я работаю. Все в понедельник идут на работу, а я могу отдохнуть.

— То есть когда захотела, тогда и приступила к работе?

— У меня в основном первая половина дня активная. Потом возвращаются дети из школы, начинаются бытовые дела, поэтому стараюсь максимально использовать свободные часы. Но когда вдруг все хорошо идет, работаю день и ночь. Бывает, останавливаешься, и потом тяжело войти в нужное состояние. Но все равно это совсем не то, когда пришел на работу в 8 утра, отработал положенное и ушел. Иногда хорошо отвлечься: сидишь, работаешь, а потом выйдешь на Волгу, погуляешь с собакой в поле, зимой час на лыжах покатаешься и вернешься со свежими мыслями. Можно, конечно, вариться в собственном соку, но я стараюсь держать баланс и выныривать из этого состояния.

— Да такая жизнь — роскошь. Не каждый может себе подобное позволить.

— Конечно. Ходить каждый день на работу гораздо сложнее. Даже творческие люди, работающие на коммерческих проектах, живут совсем в другом режиме.

— У вас есть своя студия?

— Это громко сказано, но мы выделили комнату под мастерскую. У меня там несколько компьютеров, станок, на котором я сейчас фильм снимаю. Мне его папа сделал. Конечно, там не так много места, как хотелось бы, но пока мы не достроили дом и все делаем своими силами. Иногда хочется позвать кого-нибудь из профессионалов, чтобы посмотрели, в чем-то помогли, что-то посоветовали, но в целом создается какая-то своя атмосфера, где хочется что-то придумывать, творить.

— Сколько времени прошло от замысла до реализации «Ссылки», которая длится 3 минуты и 27 секунд?

— Я ее недолго делала, не больше года, хотя переосмыслила что-то в сценарии. Обычно я долго раскачиваюсь. Аниматик (анимационная раскадровка. — С.Х.) занимает больше половины всего времени. Когда пойму, как надо делать, процесс идет быстрее. Я делала ручные вещи, вплетала в компьютерные разработки рисование стилусом, акварельки, где есть цвет, офорт. Может, это и незаметно, но каждый кадр напечатан на отдельном листочке. Сложность была в самом сюжете. Первоначально у меня должна была появиться няня Пушкина, но я от нее отказалась.

— Почему?

— В какой-то момент наступил штопор. Я не знала, куда двигаться дальше, поняла, что надо отказаться от няни, а что новое сделать, не понимала. Пушкин — это такая высота! Резо Габриадзе — такая мощь! Страшно даже подумать, как я вообще за них взялась. В какой-то момент я придумала овечку. В каждом фильме определяю роль для себя, то, что мне ближе. Мне важно от чего-то отталкиваться. Вот я и придумала заблудшую овечку, которая приходит к двум гениям погреться у огонька. И все стало складываться. А потом мне приснился сон, что ко мне пришел Пушкин.

— Каким он был?

— Он сел рядом и сказал: «Я тут поживу у вас немножко». Я проснулась, и Пушкин мне таким родным показался. Я его приход прямо кожей почувствовала. Он пришел не как мощный и далекий гений из школьного учебника, а как свой человек. Я делала мультфильм и представляла спичечный коробок, как приоткрываю его, заглядываю внутрь одним глазком, а там — маленький-маленький мир. Наверное, фильму требуется продолжение, мне же удалось только чуть-чуть заглянуть туда. У меня был реальный спичечный коробок, в котором я нарисовала Пушкина, пишущего за столом.

— Овечки на удивление кинематографичные существа, не зря они появлялись в нескольких мультфильмах на этом фестивале.

— С ними удобно работать. У них простая форма, четыре копытца как опора. Можно сделать простых, но характерных персонажей.

— До Пушкина вы выбрали Шукшина. Как вообще это происходит? Что за вспышка? Или опять сон?

— С Пушкиным все было конкретно. Мне повезло — я ходила на спектакли Резо Габриадзе в Москве. Там продавали книги, и я каждый раз что-то покупала, «Метаморфозу» и «Трудолюбивого Пушкина» Резо Габриадзе и Андрея Битова. О фильме «Наступила осень» Екатерины Соколовой (он снят 25 лет назад по «Трудолюбивому Пушкину» и рисункам Габриадзе и открывал нынешний фестиваль «Пушкин. Михайловское». — С.Х.) я тогда не знала.

Мне так понравились рисунки Резо, что возникла идея что-то сделать со студентами на их основе. Допустим, у Габриадзе Пушкин сидит на стуле и покачивает ногой, и нужно привести его в минимальное движение. Но тогда что-то не сложилось. Потом в школе-студии «ШАР» хотели сделать цикл по сказкам Пушкина, а я написала три коротенькие истории по минуте, думала, что тоже сделаю их со студентами. Опять не удалось.

— Как же все сложилось с продюсером Дмитрием Мосягиным?

— Он мне позвонил и поинтересовался, нет ли у меня идей на пушкинскую тему. Я скомпоновала три свои истории в одну, и получился сценарий с няней. У меня не было намерения снимать именно про Пушкина. Все шло от Резо Габриадзе, а когда его не стало, я поняла, что уже не могу делать то, что было в сценарии. Вспоминая его спектакль, где встретились Байрон и Гете, я подумала, что здорово, если он сам встретится со своим любимым Пушкиным. 

Как он с куклами работал! Я режиссуре именно у него училась, приходя на спектакли. Там больше всего мыслей возникало, а не на лекциях по анимации. Как же он все интересно придумывал! 

— После «Ссылки» появились новые идеи?

— Я уже заканчиваю фильм по Виталию Бианки, о котором давно мечтала. Это мой любимый писатель с детства. Первая книжка, которую я прочитала, — его «Чей нос лучше?». Он очень близкий мне писатель. Я выбрала его рассказ про птичек, где главная героиня — неясыть.

— Вновь сделаете графичный фильм?

— Там будет соединение техники перекладки на станке с рисованной, цветной и компьютерной анимацией. Надеюсь, у меня получится детский фильм.

— У Бианки трагическая судьба со множеством арестов. В музее Бийска, с которым связана его жизнь, довелось увидеть страшные свидетельства того времени.

— Может быть, поэтому фильм так трудно идет? Я мало знаю про его сложную судьбу, но что в нем удивляет, так это глубокое знание темы. Я взяла рассказ про птичек, сову и неясыть. Когда ты просто его читаешь, это одно, а когда делаешь фильм, то понимаешь, насколько он погружен в материал. Его отец был орнитологом, и он сам с детства знал голоса птиц. Бианки перечисляет всех в стайке, описывает, как они зимовали, и это не какие попало птицы, а именно те, которые могут жить вместе, например, дятел, поползни, синички, корольки… Он все про них знал. И то, о чем он писал, не выдумки. Мне нравится баланс между натурой, абсолютной правдой и уютным рассказом, в котором детям все понятно. Я делаю кино, балансируя то в одну, то в другую сторону и не всегда понимая до конца, что получится.

— Ваши дети подсказывают какие-то сюжеты?

— У меня, как мне кажется, дети чудесные. Они большие фантазеры и дают так много энергии. Славка, например, звуками занимается. У них с Лизой свои миры, но так, чтобы они мне подкидывали идеи и я бы их сразу использовала, такого, пожалуй, нет. Мы живем в этом и чего-то я, наверное, не замечаю. Иногда дети говорят: «А я думал, так будет», «А мне так больше нравится». Такое случается, и я думаю: «О! Здорово». Вот так это работает. Бывает, говорю им: «Сейчас меня нет дома. Я уехала на студию».

Детское воображение неожиданно срабатывает. Я вообще не понимаю, как люди делают прогнозы. Сама я никогда не знаю, для кого делаю фильм, кто мой конкретный зритель. В итоге все может быть совсем по-другому, так, как и в голову не придет. Мне удивительно, что «Ссылку» отметили на фестивале. 90 процентов из тех, кому я ее показывала, в нее совсем не попадали. Звукорежиссер мне сказала, что мой фильм для очень узкого круга друзей.

— Каково было оказаться в одном конкурсе со своей ученицей? Вот бы она вас победила? Жюри очень понравилась работа Маши.

— Так это же классно. Мне кажется, это и мне большой плюс. Если твой ученик, с которым ты действительно работал, получает награду — это вообще мощь.

— Как вы преподаете, находясь на расстоянии?

— Что-то можно сделать онлайн, но лучше, конечно, встречаться. Я приезжала к своим ученикам в колледж ВГИКа. С Машей мы делали ее дипломную работу. Я очень рада за нее, за то, что ее отметили.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...