Срочные новости раздела
Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

15 декабря прошлого года московская художница Люся Воронова отметила 70-летие. Весь 2024 год ее выставки проходили в разных городах. Она жила и рисовала в 12 странах, создала тысячи портретов. Ее героями, как она сама говорит, можно населить целый город.

Осенью выставка Люси Вороновой «Ирга Ламарка» проходила во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Ее название связано с кустарником или деревом, названный в честь французского натуралиста. Работы Люся всегда связаны с природой, которая в ее воображении становится волшебной. Она, праздник, который всегда с тобой.

Теперь 90 картин художницы можно увидеть в усадьбе XIX века в центре Екатеринбурга, но это не одна кочующая выставка, а оригинальная, составленная из других работ. Они занимают весь второй этаж старинного дома и выглядят празднично в его интерьерах. Ретроспектива охватывает тридцать лет деятельности, вплоть до 2010-х. Это живопись и графика Люси Вороновой из собрания московского мецената Александра Воронина.

«Я – отдельно стоящий художник – Люся Воронова, и я на этом настаиваю. Я и человек такой - сам по себе, самостоятельный, и творчество у меня абсолютно самостоятельное. Я не нуждаюсь в группировках или в какой-то поддержке, я самодостаточная, как отдельная планета» - это строки из ее автобиографии. Они, как и фрагменты из дневников, сопровождают выставку в Екатеринбурге.

Любимый писатель Люси – Гоголь, поэт – Блок. В детстве под Новый год она ходила со своими родителями и бабушкой на «Щелкунчика» в Большой театр и продолжает это делать до сих пор. Папа привозил в дом елку под потолок. Все вместе ее наряжали. С детства Люся привыкла к праздникам и теперь устраивает их для нас.

В дневниках, которые цитируются на стенах прямо под ее работами, есть такие строки: «Меня интересует Человек. Человек, его внутренний мир – это Космос, а он бесконечно разный, люди – бесконечно разные… Космос есть в каждом человеке. Мне интересно узнать его в себе и угадать в других».

«Человек приоткрывает свою занавеску и обнаруживает огромный мир маленького человека. А в нем – и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти люди со своими судьбами – в моей душе, сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в Райский сад, где цветут диковинные цветы и никто не плачет».

Астры и люпины, пионы в траве, красные герберы, яблоки, ломти арбуза, свекольная ботва, гроздья винограда, узоры… Женщины на красном с черноплодной рябиной, птицы, натюрморты в лугах, клоуны… Таня в ярко-желтом пончо на фоне веселых лошадок в яблочко, белые-белые руки, как у Панночки.. Все это декоративно и напоминает лубок или расписную шкатулку, сделанную народным умельцем. Свой неповторимый мир художница назвала «люсизмом». Как иначе? Она же – Люся.

Начинается выставка с «темного периода», где люди, узоры – все на черном фона, а потом переходит в светлую фазу, к «оде к радости», начавшейся шесть лет назад. Все зависит от внутреннего состояния.

«Жизнь состоит из моментов, но это все равно цельная жизнь. Как поле земли - все в трещинах, но это цельное поле», - читаем фрагмент дневников и видим рядом желтый потрескавшийся фон с возлежащей богиней. На самом деле она – обычная женщина. А вокруг нее куда-то плывут по красному морю диковинные человечки в крошечных скорлупках. Троица сидит на зеленом листке, напоминающем суденышко. За спинами многих героинь Люси полыхают красные поля, усеянные причудливыми цветами, плещутся сказочные воды.

«Фон – это плетение дней, событий, мыслей… Люди рассказывают мне свои истории, и я свиваю из них поле жизни без конца. Жизнь, люди - бесконечны, бессмертны, Фон рисуется сам собой. Он утешает, сохраняет, оправдывает человека», - сообщит нам Люся. Ее палитра: красный – это Жизнь, синий – Небо, черный – Вечность, охра – много золота. «Все так же, как в иконе, народной культуре и искусстве авангарда», - поясняет автор.

Когда Люся пишет портреты друзей, своих постоянных натурщиц, она с ними разговаривает. Отголоски таких бесед потом возникают в ее работах, определяют фон и характеризуют жизнь конкретного героя. Так рождается психологический портрет. Автопортреты тоже возникают на фоне райских садов, определяющих внутренний мир самой Люси.

Это только кажется, что она - талантливая самоучка из народа. На самом деле Люся Воронова - выпускница художественного факультета Московского технологического института, профессионал, почетный член Российской академии художеств. Ее работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, Центре современного искусства, в одном из собраний в Нью-Йорке, в частных коллекциях по всему миру. Но они народные по духу, живые и необузданные, целый мир без границ.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

Трубач-неудачникМузыкальная одаренность Дюмона не была для него открытием. Еще в юности он увлекся творчеством Луи Армстронга и решил, что будет делать карьеру джазмена, даже сколотил свой оркестрик.
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

Он снял «Белорусский вокзал» в 29 лет, представляете? Я не представляю, потому что это фильм о войне, где совсем не стреляют, где нет никакой бойни, но люди всё равно умирают от последствий. Вроде
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

«Доктор Хаус» с самого начала был чем–то вроде бунта против стандартов жанра. У медицинской драмы неожиданно случился бурный роман с комедией и детективом, а главный персонаж явно напоминал манерами
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Небольшую, но яркую экспозицию представили в "Нехорошей квартире" Булгакова. Казалось бы, почему о Бабеле вспоминают именно здесь?Оснований объединить двух писателей в одном пространстве несколько.
подробнее...

Почти тридцать лет назад Владимир Пресняков учинил в «Олимпийском» настоящий разнос своим шоу «Замок из Дождя». В зале гремел гром, шел ливень, хиты сотрясали пространство, и у всех присутствующих
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

Наверное, все российские актрисы рано или поздно облачатся в платье монаршей особы из учебника истории или в мундир сотрудницы силовых структур. А кому-то повезло сыграть и тех и других.Среди служивых
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

В феврале 1994 года уже гремевшая на весь бывший СССР «Шляпой» и «Фаиной», группа «На-На» собралась в небольшой аудитории фестивального дворца в Каннах. Коллектив прилетел выступить на международной
подробнее...

Фильм «Истребители» стал едва ли не самым «ударным» произведением советского кинематографа, фактически продвигающим тогда, незадолго до начала Великой Отечественной, идею успехов развития Красной
подробнее...