Срочные новости раздела
Молодого Алексея Куклина связали с советским авангардистом Элием Белютиным

Молодого Алексея Куклина связали с советским авангардистом Элием Белютиным

Ученик Аристарха Лентулова и Павла Кузнецова, Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Выходцев его студии объединяет вовсе не стиль, все они были счастливыми. Свободное от рамок искусство помогало им установить контакт с самим собой. Именно этим минувшей осенью занимался Алексей Куклин в селе Кидекше, что в паре километров от Суздаля – арт-резиденции Мира центра, – искал себя через связи поколений. Плел узлы собственной личности.

Окна аскетичного домика художников выходят окнами на церковь Бориса и Глеба – памятник XII века, построенный по воле Юрия Долгорукого. Древний белокаменный храм вызвал неожиданную параллель: принесенная кем-то книга гравюр Кацухика Хокусай «36 видов Фудзи» аккумулировала серию, где свободная белютинская манера сопрягается с японским минимализмом и сакральной патетикой. За век до Белютина серия Хокусая с видами Фудзи свершила переворот в искусстве Японии, пересмотрев пейзаж как метод, придав ему условности, символизма, диалектики цвета. В недвижимых камнях и ретивых волнах оказывается полно драматизма, наглядно доказал Хокусай. Примерно тем же занимался Алексей Куклин.

– Мной двигало нечто монументальное, мощное, природное, почти зооморфное, как на гравюрах Хокусая, – рассказывает автор. – В моих картинах нет сюжета, я придумывал форму из геометрических фигур, пытался усилить ее цветом, сочетать несочетаемое, ломать измерения восприятия. Получился орнамент, где слои будто выглядывают друг из-под друга.

Сами собой получились узлы, похожие на восьмерки бесконечности. Их на выставке 11 из созданных 15. Орнаменты разных цветовых сочетаний притягивают своими затейливыми петлями, где множество параллельных Вселенных. Выставленные рядом картины Элия Белютина тоже содержат узлы: из условных фигур, в которых чувствуется в природная мощь. Взять хотя бы картину, построенную на трех цветах, – синем, розовом и черном. Перед нами человек, его руки и ноги выписаны одним жирным мазком, словно звенья цепи, а чело напоминает горный рельеф. Или другой сюжет – голова задрана вверх, то ли кричит, то жадно глотает воздух и, кажется, вот-вот выпрыгнет из кольца сомкнутых рук. Узлы Куклина больше похожи не на людей, а на молекулы или атомы. Но и они с одной стороны связаны, при этом рвутся из себя.

Орнаменты складываются в структуры «теории взаимодействия» – научного метода социального познания, когда человек понимает других людей, фокусируясь на поведении тела и контекстах окружающей среды, а не на психических процессах. Теория, как и «Новая реальность» Белютина родилась на заре «оттепели», пережила критику в 1980-90-х, а в последние годы вышла на новый уровень. Познания «Я» человека в соприкосновении с другими экосистемами, космическими процессами и социумами сейчас как никогда в тренде.

«Выставка «Морской узел» – контркультурное совпадение: когда одно хоть и является противопоставлением другому, но в то же время образует с ним новую изофразу. Это как светофор, который завязан с пешеходной разметкой на перекрестке. Белютин от Куклина существует, как отдельная художественная фраза, но связь этих героев образует узел, открывающий важный спор о вечном поиске нового качества цвета как изгиба скульптурной формы», – объясняет куратор проекта Андрея Бартенев, который, собственно, и придумал сопоставить двух художников разных эпох на одной выставке в галерее-срубе, напоминающей сказочный терем.

Стиль своего ученика Андрей Бартенев называет геометрическим поп-артом. Впрочем, не так уж важно, как именовать магнетические петли Алексея Куклина. Важнее, что в них проявляется генетическая память культуры высвобождения, и каждому зрителю хочется выйти за рамки себя.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

Трубач-неудачникМузыкальная одаренность Дюмона не была для него открытием. Еще в юности он увлекся творчеством Луи Армстронга и решил, что будет делать карьеру джазмена, даже сколотил свой оркестрик.
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

Он снял «Белорусский вокзал» в 29 лет, представляете? Я не представляю, потому что это фильм о войне, где совсем не стреляют, где нет никакой бойни, но люди всё равно умирают от последствий. Вроде
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

«Доктор Хаус» с самого начала был чем–то вроде бунта против стандартов жанра. У медицинской драмы неожиданно случился бурный роман с комедией и детективом, а главный персонаж явно напоминал манерами
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Небольшую, но яркую экспозицию представили в "Нехорошей квартире" Булгакова. Казалось бы, почему о Бабеле вспоминают именно здесь?Оснований объединить двух писателей в одном пространстве несколько.
подробнее...

Почти тридцать лет назад Владимир Пресняков учинил в «Олимпийском» настоящий разнос своим шоу «Замок из Дождя». В зале гремел гром, шел ливень, хиты сотрясали пространство, и у всех присутствующих
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

Наверное, все российские актрисы рано или поздно облачатся в платье монаршей особы из учебника истории или в мундир сотрудницы силовых структур. А кому-то повезло сыграть и тех и других.Среди служивых
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

В феврале 1994 года уже гремевшая на весь бывший СССР «Шляпой» и «Фаиной», группа «На-На» собралась в небольшой аудитории фестивального дворца в Каннах. Коллектив прилетел выступить на международной
подробнее...

Фильм «Истребители» стал едва ли не самым «ударным» произведением советского кинематографа, фактически продвигающим тогда, незадолго до начала Великой Отечественной, идею успехов развития Красной
подробнее...