Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить прекрасную Дездемону. Есть тут и стихийный русский мир, не поддающийся никакой логике, но гармонично существующий под перебор гуслей, на которых умеет играть и сама Галина Голубева.
В конкурсе участвовало 39 мультфильмов, снятых по литературным произведениям. Их героем стал и сам Пушкин. Приз за режиссуру получила Анастасия Жакулина за «Ссылку» — зарисовку о воображаемой встрече Александра Сергеевича с Резо Габриадзе. С Пушкиным связан и проект «Еще дуют холодные ветры», где его стихотворение исследует доктор филологических наук и пушкинист Николай Перцов. Это коллективная работа студентов под руководством Елизаветы Скворцовой, начавшаяся в духе animal jam. Сроки были сжатые, но из сборной солянки получился цельный фильм, составленный из разных лоскутков.
В этом году преобладали работы студентов. В отличие от старших коллег молодежь обращается к самым разнообразным литературным первоисточникам: от Чехова, Станислава Лема до Паустовского и Шергина. Дипломный «Хор» Ангелины Гильдерман посвящен силе духовного песнопения и основан на латинском тексте «O Sacrum convivium» («О, священный пир!»), который приписывается Фоме Аквинскому. В унылом сером городе должен состояться концерт. Публика толпится в фойе, заполняет зрительный зал и затихает, как только запоет хор. Зрители становятся невесомыми, взлетают ввысь. Такова волшебная сила искусства. Работу Ангелины жюри во главе с классиком анимационного кино Станиславом Соколовым отметило за яркое художественное решение.
Рукотворным дипломом, изготовленным за ночь, отмечен двухминутный фильм «Собачка и артист» по мотивам стихотворения Юнны Мориц, созданный выпускницей Колледжа кино, телевидения и мультимедиа ВГИКа Марии Пайцун. Руководителем ее работы стала Анастасия Жакулина, то есть преподаватель и ученица на равных участвовали в одном конкурсе, что требует смелости. Дополнительный диплом нарисовал член жюри и художник-постановщик Александр Храмцов, которого зрители знают по фильму «Ку! Кин-дза-дза». Изобразил он взобравшегося на пса крохотного Пушкина в цилиндре и на курьих ножках. Положенных по регламенту наград не хватило, вот и пришлось самостоятельно их дорисовывать.
Трехминутный фильм «Право имею» Екатерины Ефимовой из Санкт-Петербурга сделан по «Преступлению и наказанию» Достоевского. «Я взяла за основу фрагмент из романа, где Раскольников проходит 730 шагов от своей комнатки-гроба до квартиры старухи-процентщицы перед ее убийством. За это время он принимает окончательное решение», — рассказывает о своем замысле Екатерина. Ее герой напоминает дьявольскую птицу, расправляющую черные крылья над городом.
Лучшим студенческим фильмом стало «Письмо» выпускницы ВГИКа Анастасии Пантелеевой — трогательная история про девочку, которая откроет спрятанное в книгу сказок письмо от мамы. А там — фотографии с незнакомым мужчиной, который в воображении ребенка превращается в хищного волка.
Режиссер и член жюри Екатерина Соколова, представляя на открытии фестиваля свой дебютный фильм «Наступила осень», снятый 25 лет назад по книге «Трудолюбивый Пушкин» Андрея Битова и опять же Резо Габриадзе и его рисункам, вспоминала те давние дни. За него она получила немало призов и медаль ЮНЕСКО. «Мне казалось, что я его сделала вчера, в крайнем случае, позавчера, — сказала Екатерина. — Многие фильмы на этом фестивале сделаны молодыми авторами. Время летит очень быстро, как дуновение ветра, и скоро вы уже сами будете сидеть в жюри. Поскольку мой фильм первый, он, наверное, несовершенен. Я его много лет не видела. Он посвящен Пушкину и очень мне дорог. С него началась моя жизнь в анимации. Это первый фильм, с которым я поехала на фестивали, познакомилась с людьми, с которыми до сих пор дружу. Если бы не этот фильм, я бы была другой».
Мастера участвовали в одном конкурсе с молодыми: Наталья Березовая с филигранной «Рождественской звездой» по одноименному стихотворению Бориса Пастернака (отмечен за лучшую адаптацию литературного произведения), Роза Гиматдинова с «Поэтом», собранным из морских камешков, при помощи которых удалось что-то важное сказать о природе поэтического дара. Фильм посвящен недавно погибшему поэту Льву Рубинштейну. Камни словно расцветают, белые лепестки становятся бумажными страницами. «Мы с Левой были очень хорошими друзьями, — говорит Роза Гиматдинова. — Незадолго до его гибели провели день вместе, собрались с друзьями — пили, ели, пели песни… Он любил петь. Я тогда заканчивала свой фильм и решила посвятить его Леве». Жюри отметило «Поэта» наградой за лучший персонаж. Казалось бы, одни камни, персонажа нет, но он незримо присутствует.
Георгий Василевич, директор музея-заповедника «Михайловское», напомнил об актере Владимире Рецепторе, придумавшем занятное объяснение своей деятельности: «У нас театр не имени Пушкина, а именно Пушкина». Так и заповедник — именно Пушкина. А мультипликаторы одновременно писатели, поэты, мастера на все руки. Их смело можно назвать Александровичами. Все мы в той или иной мере дети Пушкина.