Тридцать лет я занимаюсь творчеством и всегда моим главным собеседником, оппонентом, критиком и помощником остаётся Зритель. Московский зритель — активный, энергичный, интересный и интересующийся человек. Именно зритель, его реакция, его отклик очень помогают мне как художественному руководителю театра сохранять трезвый взгляд на вещи. Иногда этот отклик заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось привычным.
Мы решили довериться зрителю. И уже сейчас начали продавать билеты по новым правилам. Мы две недели проводили опрос среди наших зрителей, чтобы понять их отношение к предложенным изменениям. Результаты таковы: с новыми правилами никаких проблем! Наш зритель моментально адаптировался к новым правилам. Мы не почувствовали никакой «просадки» по продажам. Я опасался, что у кого-то возникнет недовольство? Ни одного нарекания. Ни одного конфликта, никаких претензий — ни от зрителей со стажем, ни от молодёжи.
Снимаю перед нашим зрителем шляпу, признаю свою неправоту и свидетельствую: новые правила — рабочая схема. И теперь я не просто предполагаю — я проверил и знаю, что эти правила не повлекут за собой какие-то сложности для театров.
За семь лет руководства театром «Модерн» я не раз имел возможность убедиться в том, что Департамент культуры правительства Москвы выбрал эффективную стратегию управления столичным театральным хозяйством. Нас поддерживают, с нами разговаривают и нас слышат. Всё это позволяет театрам развиваться, совершенствовать свой стиль, искать и находить своё лицо. Это тем более ценно и уникально, что в том же кино ситуация обратная: мы давно потеряли такое явление, как киностудии. В кинопроизводстве не осталось больше узнаваемого почерка. Есть просто процесс производства контента, есть площадки, где этот контент продают. А в театре это своеобразие, эта разновекторность сохранились. Хорошие театры — все имеют своё лицо, свою концепцию. Во многом это результат конструктивной политики Департамента культуры правительства Москвы, политики, сохраняющей баланс творчества, ответственности и индивидуальности.
Вспоминаю такой момент: во время одной из встреч худруков московских театров со столичным мэром один из театральных руководителей предложил: а давайте, Сергей Семёнович, построим в Москве театральный квартал? На что С. С. Собянин ответил следующее: театральный квартал мы строить не будем, мы будем строить театральную Москву!
Семь лет назад в пришёл в «Модерн» — разрушенный театр с миллионом проблем. За эти семь лет мы смогли перезапустить театр. И моя искренняя и бесконечная благодарность за это чудо — и моим коллегам по театру, и нашему зрителю, и нашим помощникам в столичном Департаменте культуры. Театральная Москва — это не просто лозунг и не рекламный трюк. Это факт, которому можно только радоваться. И я рад, что живу в театральной Москве и, в меру сил, стал её частью.