Красным днем календаря для истории русской музыки является 9 декабря 1836 года, когда состоялась премьера первой русской национальной оперы “Жизнь за царя”, которую многие знают под другим названием – “Иван Сусанин”. Это не значит, что до Глинки никто в России не додумался написать оперу. До него за произведения в этом жанре брались Алексей Верстовский (“Аскольдова могила”), Александр Алябьев (“Буря”), Михаил Соколовский (“Мельник – колдун, обманщик и сват” – первая русская опера, дошедшая до наших дней) и другие композиторы. Новаторство и одновременно искреннее желание Глинки – обращение к сюжету из русской жизни. Авторитетный музыкальный журналист той эпохи Владимир Одоевский сразу подчеркнул, что вместе с премьерой этой постановки начался “новый период в искусстве, период русской музыки”. И был абсолютно прав.
Сюжет оперы хорошо знаком многим: 1613-ый год, польская интервенция, костромской крестьянин Иван Сусанин отводит поляков в лес, благодаря чему спасает жизнь будущего царя Михаила Романова, но жертвует собой. История основана на реальных событиях. Позднее героизм Сусанина во имя монарха выйдет опере боком.
В 1917 году по вполне понятным причинам первая русская национальная опера тоже фактически отдала свою жизнь за царя – была изъята из репертуаров всех театров. Глинка, конечно, не мог знать, что будет спустя 80 лет после премьеры оперы случится революция и царя свергнут с российского престола, и что жертвовать жизнью за него отдавать уже никто не захочет, а изначально патриотический сюжет окажется неугодным новой власти.
Одно из великих отечественных оперных произведений ожидало забвение на 22 года. История музыки, конечно, знавала и “провалы в памяти” покруче, как было, например, с творчеством Иоганна Себастьяна Баха. 27 февраля 1939 года случилось второе рождение оперы, правда под другим названием “Иван Сусанин”. Чтобы советские граждане могли познакомиться с великой музыкой Глинки, пришлось внести ряд изменений в либретто. Автором “немонархического” текста стал Сергей Городецкий, в чьей редакции опера в некоторых театрах до сих пор идет.
Третий раз опера родилась, а точнее, возродилась, в 1989 году – на сцену вернулась первая редакция “Жизни за царя” с текстом барона Егора Розена. К перестройке подвиг Ивана Сусанина и возвеличивание царя ни для кого уже не были красной тряпкой, впрочем, как и сегодня. А финальный знаменитый хор “Славься!” с 2000 года вообще является официальной мелодией инаугурации президента РФ и ежегодно звучит во время парада Победы на 9 мая.