5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой. Фашистов отбросили от стен столицы, и хотя впереди были еще многие кровопролитные сражения, угроза сердцу страны миновала. Как это было, помнят, увы, сейчас лишь немногие дожившие. Тем ценнее ощущения, которые дает точная реконструкция.
...В первую очередь, холодно, для изнеженного-то горожанина. Мерзлая земля не литературный штамп, а твердая и этим весьма неприятная субстанция. Впрочем, это если нужно рыть окопы; а танкистам и шоферам мерзлота намного удобнее. Вот и ревут со всех сторон многочисленные моторы и окутывают поле дымом. Танки, пушки и прочую технику, вплоть до самолетов, предоставили Музей техники Вадима Задорожного и студия «ВоенФильм».
Хорошо, что блиндажи и траншеи успели выкопать до морозов. Даже пара часов на открытом воздухе серым декабрьским днем напоминает, что жизнь не сахар, а война и подавно. И это еще вокруг не стреляют боевыми!
Но то, что нельзя воспроизвести в натуральном виде, можно показать на больших экранах. И показано: из кадров кинохроники и киноклассики вырастает панорама боя. Это производит мощное впечатление на зрителей всех возрастов. Задумался молодой парень в смешной шапке поверх могучей бороды — похоже, оператор. А очень пожилая женщина — нет, ветеранам не пришлось идти по морозу, их возили по площадкам на особом автобусе — закрыла лицо рукой: слишком знакомо и слишком страшно. «Не дай Бог такого больше», — тихо переговаривались гости.
— У нас есть успешный опыт съемок масштабных батальных сцен, проведения военно-исторических реконструкций и иммерсивных экспозиций, цифровой реставрации кинохроники, — поясняет Игорь Угольников, художественный руководитель и генеральный продюсер кинотеатральных представлений «Говорит Москва! Битва за Москву. Первая Победа». — В этом проекте мы хотим предложить синергию разных форматов — для полного погружения зрителя в атмосферу событий, достижения максимального эмоционального воздействия.
По словам Угольникова, этой иммерсивной кинотеатральной постановкой москвичи могут начать празднование 80-летия Великой Победы: именно 5 декабря 1941 года ознаменовалось первой крупной победой на фронте Великой Отечественной.
— Я очень рад, что Влад Маленко написал стихи для этого действа, — добавил Угольников. — В финале особенно важен главный стих, собственно это и есть название нашего представления — «Говорит Москва». Хочется, чтобы «Говорит Москва» воспринималось нами так, как воспринималось тогда нашими предками. Когда Левитан говорил «говорит Москва», страна замирала, мир замирал. И вот тогда все ждали, что же скажет Москва. А Москва говорила, и сейчас Москва говорит, и к ней прислушиваются...
Основная сцена окружена двумя большими экранами и стала своего рода порталом в легендарное прошлое. Кадры хроники смешиваются с реальными фигурами реконструкторов: на марше, в атаке, на привале. Звучат песни той зимы — их было, заметим, не так просто подобрать, поскольку предвоенные песни и марши на тот момент уже устарели, а великая военная лирика — такая как «Землянка», «Темная ночь» или «Одессит Мишка» — еще не была написана. И все-таки справились. Сделали. И таких второстепенных, но важных моментов множество.
Главные роли достались известным артистам, для которых было честью участвовать в столь тщательной реконструкции легендарных событий. Помимо Игоря Угольникова это Мария Аронова, Алексей Кравченко, Дмитрий Харатьян, Сергей Маховиков, Алексей Шевченков и многие другие. Хор Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова был не аккомпанементом происходящему, а полноправным участником действа.
— Мы подчеркиваем преемственность поколений, понимая, что в нас течет кровь тех самых великих титанов, которые в 1941 году осуществили победу, защитив наш родной с вами город — Москву, — говорит поэт Влад Маленко, один из ключевых авторов постановки. — Здесь огромное количество людей с горячими сердцами.
Завершается первый день большой реконструкции разгрома фашистов под Москвой. Воздействие на тех, кто был здесь, среди еще недавно подмосковных полей, действительно комплексное. Мы все одновременно и здесь, точнее, сейчас, и там, в конце рокового сорок первого. «Это все в памяти наших дедов, наших отцов», — говорит один из участников представления, актер Сергей Маховиков. Теперь и в нашей.