.«Давайте со всей этой фигней на борту попытаемся взлететь», — заметила в начале действа Хелависа (Наталья О’Шей), солистка группы, очевидно, намекая на немаленький и обычно в спорах составляемый сет-лист концерта. Можно сказать, что вечное фанатское недовольство на тему «не то сыграли» группа в немалой степени компенсировала недавним альбомом Live 25, на котором и получился концерт мечты. Двадцать пять треков, записанных в ходе разных туров за последние четыре года, дают довольно полное представление о то, что такое «Мельница» живьем. И многие из этих песен прозвучали в ходе шоу.
История группы началась осенью 1999 года, правда, в чарты коллектив попал лишь с альбомом «Перевал», который вышел в 2005 году. Фолк-рок вроде бы всегда считался нишевым жанром, однако песни набирали совсем не нишевую популярность и группа быстро росла. С альбомом «Дикие травы» (2009), а потом и «Ангелофренией» коллектив неожиданно вступил в идейный конфликт со своей изначальной аудиторией. Все готовые сражаться за чистоту жанра шумно возмущались тем, что менестрели вдруг превратились в рокеров и начали сотрясать дворцы спорта.
Впрочем, сама Хелависа, как худрук всего, что происходило и происходит в «Мельнице», видимо, не склонна ностальгировать по былому и тем более сокрушаться на предмет фанатского недовольства. Поэтому группа может быть и менестрелями, и рокерами, играть акустику и шуметь фузами, выдавая это на альбомах и концертах на свое усмотрение.
С фузами или без них юбилейное шоу «Мельницы» стало концертом весьма экзотическим. Все, что происходило в зале «Москва», напоминало картину из какой-то другой жизни. Умозаключения Хелависы были неторопливы и сформулированы на том русском языке, что словно остался в лучшем мире, и это неудивительно для леди в звании кандидата филологических наук. На экране пылал огонь, скакали лошади, сверкали мечи. В зале водила хороводы публика в шляпах, хипповых фенечках и смешных шапочках - с виду все поголовно студенты, в настоящем, прошлом, позапрошлом, а кто-то из вечных. Но подобная потусторонность не мешала хитам звучать громко и уверенно.
Акустика и рок во всей звуковой красе в ходе концерта лихо меняли друг друга. И если возвращаться к баталиям на предмет, что из этого настоящая «Мельница», то в выигрыше была все-таки акустика. Звук духовых инструментов, за которые в группе отвечает Дмитрий Каргин, как и голос Хелависы наполнены множеством нюансов и все они менее очевидны, когда рок становится электрическим. Но при наличии в зале больше тысячи человек (на концерте было гораздо больше), публика может задремать, если ее время от времени не взбадривать. И «Колесо», «Ночная Кобыла» и многие другие песни сыгранные рок-н-ролльно громко неплохо с этим справлялись.
Начало второго отделения (антракт - еще одна экзотическая деталь шоу), возможно, выглядело слишком статичным для большого концерта, однако нон-стоп из «Королевны», «Рапунцеля», «Оберега», «Сердца ястреба», «Волкодава» довел публику до совершенно нескрываемого восторга. Вокалистка группы, сидящая на табурете между арфой и микрофонной стойкой, прямо скажем, не самое рок-н-ролльное зрелище. Но сгустки энергии, словно летавшие по залу, могли заряжать телефоны, которыми как фонариками размахивали фанаты. Возможно, еще и поэтому фонарики не «сдохли» до конца шоу.
За годы, что «Мельница» записывает альбомы и выступает на сцене, музыкальная мода успела совершить несколько впечатляющих кульбитов, а современные студийные технологии и методы продвижения музыки не всегда поддаются логическому осмыслению. Однако группа по-прежнему играет на очень простых с виду инструментах и ищет вдохновение в истинах, сформулированных много веков назад. И иногда именно такой подход кажется самым продвинутым.