В “РОСИЗО” создают новогоднее настроение. Здесь представили небольшую, но яркую экспозицию “Формы и образы. Стекло”, центром которой являются советские стеклянные елочные игрушки. Хорошо знакомые и любимые многими с детства сюжеты – мишка с гармошкой, будильник, овощная серия, герои сказок (Руслан и Людмила)... У стенда с дорогими сердцу игрушками толпа. Поколение постарше смахивает ностальгическую слезу со щеки: “У нас дома такая была, папа маме на Новый год принес…” Поколение помоложе с интересом разглядывает изящную работу советских мастеров и ищет в Интернете, где бы приобрести что-то похожее. Всеобщее внимание приковано к “старичкам”, которые удивительно хорошо сохранились. Шары, оплавленные из ламповых груш, дошли до нас с 1930-х годов.
“А знаете, почему краска не облезла? – со знанием дела рассказывает одна из посетительниц старшего поколения, – потому что прокрашены они изнутри, в отличие от всех остальных игрушек. Мы тоже такие делали дома сами. Это из лампочек Ильича! А что? Денег было мало, а праздника и красоты хотелось. Семейная традиция такая была…”
Еще одним центром всеобщего внимания стала елка без елки – целиком из елочных игрушек, но уже современных.
Другой зал экспозиции посвящен стеклу – откуда, собственно, “ноги растут”.
“Стекло – удивительный материал, – объясняет выбор темы Георгий Москвичев, заместитель генерального директора “РОСИЗО”, – на протяжении тысячелетий он вызывал живой интерес у художников. Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, это очень пластичный и податливый для художников материал. Недаром многие отечественные мастера обращались к стеклу и создавали свои произведения искусств, вкладывая большой художественный смысл, используя все формы выразительности в стекле”.
Многие ассоциируют со стеклом прежде всего вазы (особенно хрустальные!) и прочую посуду, предметы украшения интерьера. Но какое разнообразие стеклянных изделий существует – представить сложно. В рамках одних только ваз есть где разгуляться. Обращают наше внимание на разность стилей: слева – образец эпохи модерн, что легко узнается в изысканной и тонкой работе художника. Изящные цветы, которые хочется рассматривать… А справа – советская работа, что тоже очевидно по сюжетам. Сперва даже и не скажешь, что стекло, больше похоже на фарфор.
Особый интерес публики вызывает стеклянный бюст – скульптурный портрет химика Николая Качалова, выполненный… Верой Мухиной!
А так можно было? – раздается вопрос “из зала”.
Оказывается, художница была первой, кто использовал стекло как материал для произведений искусства. В 1940-е годы Вера Мухина вместе с Качаловым, писателем Алексеем Толстым и инженером-технологом Федором Энтелисом инициировали экспериментальное производство на базе бывших мастерских зеркальной фабрики. Так зарождался Ленинградский завод художественного стекла. Художественное руководство на заводе Мухина возглавляла вплоть до своего ухода из жизни. И некоторые ее стеклянные работы тут тоже представлены – две довольно необычные креманки и изысканный графин.